Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

27.06.2007 Рассылка № 110



«Секретные» приложения к актам проверок налоговых органов

27.06.2007
Автор:
Ягудин В.Т.

Зачастую при проведении выездных налоговых проверок налоговые органа в актах проверок ссылаются на доказательства вины налогоплательщика, полученные в ходе проведения различных контрольных мероприятий, осуществленных при проведении налоговых проверок. Однако, как правило, далеко не все материалы проверок представляются налогоплательщику при вручении ему акта проверки, что затрудняет защиту налогоплательщиком своих прав и законных интересов. В настоящей статье мы попробуем разобраться, является ли предоставление указанной информации налогоплательщику обязательной, на какие уловки идут работники налоговых органов, чтобы избежать представления информации, и какие последствия влечет непредставление этой информации налогоплательщику?

Перечень мероприятий налогового контроля, которые уполномочены осуществлять налоговые органы в соответствии с НК РФ и которые они фактически осуществляют в настоящее время при проведении налоговых проверок, достаточно широк. В качестве примеров таких контрольных мероприятий можно привести следующие: проведение проверок контрагентов налогоплательщика (так называемые встречные проверки); запросы в банки, налоговые, таможенные, правоохранительные и иные государственные органы с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике и осуществленных им хозяйственных операциях; допросы свидетелей (например, работников налогоплательщика, номинальных директоров/учредителей контрагентов налогоплательщика); осмотры  помещений и территорий (например, помещений, в которых по документам осуществлялось производство продукции); изъятие вещественных доказательств, в т.ч. системных блоков компьютеров и многое другое.
В случае выявления в ходе проведения обозначенных контрольных мероприятий фактов, свидетельствующих о совершении проверяемым налогоплательщиком налоговых правонарушений, сотрудники налогового органа тщательно фиксируют все выявленные факты в акте проверки. Однако, как отмечалось выше, материалы контрольных мероприятий, которые налоговый орган положил в основу выводов о совершении налогоплательщиком правонарушений, практически никогда не вручаются налогоплательщику. Причины отказа в предоставлении документов могут быть различны: начиная со ссылок на то, что представление этих документов не предусмотрено действующим законодательством, заканчивая ссылками на особую «секретность» подобного рода информации и прямой запрет представления этих документов налогоплательщику.

Вместе с тем, автор неоднократно сталкивался с ситуациями, когда фиксация выявленных фактов происходит очень специфическим образом: фиксация фактов происходит однобоко, с сугубо фискальным уклоном, т.е. фиксируются и указываются только те факты, которые свидетельствуют против налогоплательщика, положительные же для налогоплательщика моменты остаются за рамками акта проверки. В этих случаях роль изучения налогоплательщиком материалов проверок «в оригинале», с точки зрения защиты своих прав, трудно переоценить.

Причем в некоторых случаях работники налоговых органов идут на определенные уловки, например, указывая в акте проверки, что налогоплательщик получает акт проверки с приложениями на стольки-то листах, количество которых, как нетрудно догадаться, соответствует реальному количеству листов материалов проверки, хотя фактически представителю налогоплательщика вручается гораздо меньшее количество документов, которое, как правило, ограничивается расчетами доначислений налогов и пени, а также документами, представленными самим налогоплательщиком, что в дальнейшем может затруднить процесс доказывания факта неполучения документов. В данном случае налогоплательщикам можно лишь посоветовать внимательно пересчитывать количество приложений к акту проверки и расписываться только за фактически полученное количество документов.

Как быть, как поступать в таких случаях? Попробуем разобраться…
Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, в котором должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки.

Согласно п.3 ст.100 НК РФ форма и требование к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 1.12 Инструкции N 60 от 10.04.2000 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" (далее – «Инструкция») установлено, что к акту налоговой проверки должны быть приложены материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений, в частности, протоколы допроса свидетелей, протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), копии документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2.2 Инструкции составленный не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке и подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки со всеми приложениями к нему вручается руководителю организации-налогоплательщика, о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись.

Следовательно, в случае, если материалы проверочных мероприятий являются подтверждением факта налоговых правонарушений, а также учитывая то, что они будут представлены руководителю налогового органа для принятия решения по результатам проверки, указанные документы должны быть представлены налогоплательщику.

Отсутствие приложений к акту проверки лишает налогоплательщика возможности знать, на основании чего налоговый орган сделал выводы о налоговых правонарушениях, делает невозможным осуществление налогоплательщиком гарантированной защиты своих прав, определенных п.5 ст.100 НК РФ.

Отказ в предоставлении указанных документов является незаконным и противоречит ст.ст. 21, 100 НК РФ, поскольку нарушает права налогоплательщика на получение надлежащим образом оформленных актов налоговых проверок и основанных на них решений, на дачу пояснений по представленным актам и решениям, а также право налогоплательщика на защиту законных интересов.

Излюбленный довод налогового органа о соблюдении налоговой тайны является несостоятельным, поскольку согласно подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговой тайны.

Таким образом, налогоплательщик имеет полное право требовать от налогового органа все материалы контрольных мероприятий, положенные налоговым органом в основу выводов о совершении им налоговых правонарушений, а налоговый орган не имеет права ему отказать. Требовать представления этих документов, конечно же, лучше в письменном виде.

В случае отсутствия ответа налогового органа на письменный запрос налогоплательщика о предоставлении материалов проверки, либо отказа налогового органа предоставить данные документы (что, скорее всего, и произойдет), налогоплательщик получает дополнительное основание для признания решения о привлечении к налоговой ответственности, вынесенного на основании акта проверки, недействительным в судебном порядке.

В качестве примеров подходов арбитражных судов, приводящих доводы, аналогичные доводам, изложенным выше, можно привести следующие судебные акты: Постановление ФАС Уральского округа от 30.10.2006 N Ф09-9512/06-С2 по делу N А60-11249/06, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.2003 г. по делу № Ф04/1282-352/А45-2003.

Эксперт по налоговому праву
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Ягудин Вадим Талгатович
Екатеринбург, 26 июня 2007г.

Наверх
Афоризмы

Владимир ПутинНаше чиновничество представляет собой замкнутую и надменную касту, понимающую госслужбу как разновидность бизнеса… Должен их огорчить: в наши планы не входит передача страны в распоряжение коррумпированной бюрократии.

Из Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2005 году

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»