Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

26.12.2006 Рассылка №88



О неконституционности бесспорного взыскания налоговых санкций.
Что делать предпринимателям в 2007 году

Автор: А. Жилин

В начале следует напомнить, что самая первая редакция ст.114 Налогового кодекса РФ была такой же, как и редакция, вступающая в действие с января 2007 года. О недопустимости взыскания штрафных санкций в полной или частичной форме ничего не упоминалось.
 В 1999 году, т.е. практически сразу после принятия Налогового кодекса, эта статья была дополнена пунктом 7, в котором указывалось на то, что «Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке».

На появление такой редакции ст.114 НК РФ, принятой Госдумой 09.07.1999г., повлияли Постановления Конституционного суда РФ от 17.12.1996г. №20-П и от 12.05.1998г. №14-П, а также Определения от 04.02.1999г. №17-О и от 17.02.1999г. №17-О.  
В  Постановлении Конституционного суда РФ от 17.12.1996г. №20-П  была сформулирована следующая правовая позиция: «…взыскания … штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика. При наличии налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение, по смыслу статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика».

Данная правовая позиция была конкретизирована в Постановлении от 12.05.1998г. №14-П, а именно: «Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, в случае несогласия юридического лица с решением налогового органа, является превышением конституционно допустимого (статья 55, часть 3) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
При этом взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке; взыскание штрафов с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия»
.

Впоследствии, а именно с 1 января 2006 года государство предложило частично ограничить судебную сферу взыскания налоговых санкций, и допустило взыскание 5 000 рублей с ИП и 50 000 руб. с юрлиц во внесудебном порядке.
В основе переброса штрафной мелочевки из суда на налоговые органы таилась благая забота о том, чтобы из-за возрастающих объемов работ не была парализована система правосудия. Получилось же, что  под вывеской заботы о разгрузке судов, вместе с объемами работ произошла передача специфических функций суда не судебным органам, что в демократическом государстве не допустимо.

Безусловно, установленный с 1 января 2006 года порядок, допускающий частичное внесудебное взыскание налоговых штрафов, являлся неконституционным, поскольку что дано суду, то не может быть передано внесудебному органу.
По аналогичным причинам редакция ст.114 НК РФ, допускающая взыскание штрафов с налогоплательщиков во внесудебном порядке (но уже в полном объеме), также является неконституционной, в связи с чем не может применяться ни налоговыми органами, ни судом.

Данный вывод следует из содержания Федерального Конституционного Закона «О Конституционном суде РФ».
В соответствии со ст.79 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Из этой статьи вытекает вывод о том, что если когда-либо Конституционный суд РФ признал определенную норму не соответствующей Конституции РФ, то повторное принятие аналогичной нормы, (пусть и под новым названием и спустя период времени), подпадает под режим действия правовой позиции, сформулированной в  ранее состоявшемся постановлении.

И если все ранее состоявшиеся Постановления Конституционного суда РФ по недопущению внесудебного взыскания штрафных санкций «выросли» из уже прекративших свое действие законов «Об основах налоговой системы в РФ» и «О федеральных органах налоговой полиции», это ни сколько не лишает силы распространения постановлений на новую редакцию ст.114 НК РФ.
Следовательно, новая редакция ст.114 НК РФ, принятая федеральным законодателем, изначально является «мертвой», т.е. не действующей в виду того, что противоречит правовой позиции Конституционного суда РФ.
Подтвердить правовую позицию о том, что внесудебное взыскание налоговых санкций и на сегодняшний день является недействующей нормой, можно напоминанием о том, что в соответствии со ст.73 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», смена правовой позиции Конституционного суда РФ осуществляется особо – в пленарном заседании, чего естественно не было, да и не будет.

В соответствии со ст.6 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» его решения обязательны для исполнительных и судебных органов.
Следовательно, с учетом требований ст.6 и ст.79 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»  суды и, в первую очередь, налоговые органы как инициаторы действий по взысканию налоговых санкций, должны следовать принципу судебного порядка взыскания, выявленного в Постановлениях Конституционного суда, т.е. должны соблюдать закон «О Конституционном суде РФ».
В данной ситуации федеральному законодателю ничего другого не остается, как воссоздать редакцию ст.114 НК РФ и других статей, предусматривающих механизм взыскания налоговых санкций только в судебном порядке.
Что же делать налогоплательщикам, пока федеральный законодатель не восстановит судебный порядок взыскания налоговых санкций, а налоговые органы приступят к внесудебному порядку взыскания налоговых санкций?
В первую очередь налогоплательщики должны правильно применять ФКЗ «О Конституционном суде РФ» в соотношении с нормами налогового законодательства и доказывать налоговым органам противозаконность взыскания во внесудебном порядке налоговых санкций. Доказывать это придется изначально во время налоговых проверок, а потом в суде при обжаловании решений налоговых органов.

Никакой тавтологии в доказывании противозаконности закона в виде ст.114 НК РФ нет, поскольку в данном случае эта статья НК РФ противоречит закону, имеющему большую юридическую силу, которым является  ФКЗ «О Конституционном суде РФ».
Безусловно, для предпринимателей доказывание налоговым органам обстоятельства неконституционности взыскания штрафов во внесудебном порядке представляет собой определенную сложность, что в свою очередь может быть устранено посредством обращения к налоговым консультантам.

 Эксперт по налогообложению
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Александр Жилин

Наверх
Афоризмы

Владимир ПутинНалоговая система должна стать необременительной для бизнеса,  справедливой для всех экономических агентов, не должна позволять уклоняться от уплаты налогов, быть благоприятной для инвестирования и…  конкурентноспособной.

Из Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2004 году

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»