Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Магия гуманитарно-правовых технологий для адвоката


4 Октября 2007

Магия гуманитарно-правовых технологий для адвоката

24.06.2007
Автор:
Дмитрий Жданухин

«Расширяй и твори!»

«Достаточно развитая технология неотличима от магии», так писал известный фантаст Артур Кларк. Новые технологии, которые часто трудно отличить от магии, появляются в различных отраслях, но юриспруденция в этом отношении остается консервативной, не то что магии, но даже просто новых технологий в ней немного. Однако, с моей точки зрения, ситуация может измениться в результате освоения юристами гуманитарно-правовых технологий (PRава), т.е. совместного использования методов юриспруденции и гуманитарных технологий (PR). Метафорически назвать эти методы магией можно потому что в результате их использования цели юридической деятельности могут достигаться намного быстрее, чем обычно, и воздействие происходит, как и во многих магических ритуалах, с помощью слова. Например, был случай, когда руководитель организации-должника не боявшийся суда и даже не являвшийся на него, после получения письма с правильно сформулированными законными репутационными угрозами, на следующий же день отдавал указание о выплате долга.

Наиболее восприимчивыми к новым технологиям, синтезу права и PR оказываются адвокаты, т.к. специфика их работы развивает гибкость мышления и для них важна максимальная эффективность деятельности. Хотя зачастую оплата труда адвоката не сильно зависит от результата, конкуренция и профессиональная этика требуют ориентации на результат, необходимый Доверителю.

Что же представляют собой гуманитарно-правовые технологии (PRаво)? Опишем по шагам один из алгоритмов:

1)  Рассмотрите ситуацию, в которой Вам необходимо действовать, т.е. применять юридические и другие методы для достижения результата, как систему. Такое рассмотрение предполагает нахождение связей между различными лицами. Важно, что обращается внимание не только на юридические, формальные связи, но и на информационные, экономические, управленческие. К примеру, часто внутри холдинга организации юридически самостоятельны и не отвечают по долгам друг друга, но они связаны экономически и информационно, поэтому угроза репутации одной из компаний воспринимается серьезно руководством такой группы.
Как показывает практика, ключевыми точками для информационного воздействия могут являться государственные органы, поставщики и клиенты должника. Стоит выделять не одну, а сразу несколько ключевых точек и эффективным способом для этого может быть «мозговой штурм», когда Вы сначала не критикуя набрасываете как можно больше вариантов, а затем отбираете из них полезные.

2) Представьте какие именно действия требуются от Ваших оппонентов и ключевых лиц, на которых Вы воздействуете. Такое моделирование, конечно же, условно, но оно необходимо, чтобы понять можно ли вообще в рамках закона достичь поставленной цели. У меня был случай, когда клиент обратился за взысканием задолженности с организации, которая была в процессе банкротства, я нашел ключевые точки и сформулировал сообщения для законного воздействия на учредителя этой фирмы, но для того чтобы получить деньги нам пришлось бы обойти других кредиторов, а это незаконно (ст. 195 УК РФ).
Когда Вы представляете как может действовать Ваш оппонент, т.е. рассматриваете ситуацию с его позиции, появляется возможность для своеобразной обратной логики. Вы представляете последствие и подбираете те средства, которые могут стать причинами такого поведения. Естественно, что чем лучше знаете систему, в которой действуют те, на кого Вы воздействуете, и их личные особенности, тем эффективнее будет воздействие.

3) Разработайте программу, в которой будет место и юридическим и информационным средствам воздействия. Та часть программы, которая связана с PR-инструментами, может называться программой информационного (PR) сопровождения юридической деятельности. В основе этой программы лежит система сообщений, которые могут исходить из разных источников. Например, для взыскания задолженности мы уведомляем должника, что достоверная информация о его недобросовестном поведении будет сообщена его ключевым контрагентам, государственным органам (точечное информирование с помощью писем) и СМИ (массовое информирование). Соответственно готовятся письма, пресс-релизы, которые могут демонстрироваться должнику, чтобы он понял серьезность ситуации. Если же уведомления оказалось недостаточно, то начинается постепенная реализация программы PR-сопровождения взыскания. При этом сначала сохраняется возможность сворачивания этой деятельности, если задолженность начнет погашаться.

Можно рассмотреть другой пример, когда для защиты от незаконного сноса дома в центре Москвы была разработана программа, которая включала подготовку жильцами специальной газеты с основным вопросом «Продление инвестконтракта = признание во взытке?», распространение это издания для привлечения внимая к проблеме. Стоит отметить, что в такой деятельности очевидна важность юридической составляющей, ведь необходимо не выйти за рамки дозволенного, не дать повода поставить вопрос об уголовной ответственности за клевету (ст. 129 УК РФ) и т.д.

При составлении программы информационного (PR) сопровождения юридической деятельности необходимо учитывать следующие факторы:
- собственно юридические действия (подача исков, жалоб и т.д.) имеют свое информационное значение, которое часто не связана с их юридической результативностью. К примеру, иногда можно подать иск не надеясь выиграть дело, а чтобы привлечь внимание к пробелу в законодательстве и неэтичному какого-либо лица;
- информация лучше принимается СМИ, когда она оригинальна и общезначима, а значит надо рассматривать различные варианты интерпретации событий, иногда уходить от сухого формализма юридических терминов. Полезной бывает формулировка и продвижение новых терминов, таких как «корпоративное коллекторство», «кредитный адвокат», собственно «гуманитарно-правовые технологии», но надо следить за тем чтобы неологизмы были понятны и обоснованы;
- часто эффективным бывает создание реальных и виртуальных организаций, основной целью которых является решение поставленной проблемы. Такая достройка себя до организации демонстрирует важность проблемы и дает возможность распространения сообщений из различных источников;
- во многих случаях для придания большего веса своей позиции стоит использовать научно-консультационную поддержку. Например, обращаться в ведущие в юридические вузы за письменным заключением по сложному делу и т.д.
- важно учитывать экологичность воздействия, т.е. контролировать возможность наступления непредвиденных неблагоприятных воздействий.
Будем надеяться, что использование адвокатами «магии» гуманитарно-правовых технологий даст возможность снова уверенно сказать, что «право – это искусство добра и справедливости».

Дмитрий Жданухин

Наверх
Афоризмы

Н.И.ТургеневТребовать уничтожение налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства.

Н. И. Тургенев, Русский экономист, основоположник финансовой науки в России

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»