Версия для печати
Резолюция
Вернуться
РЕЗОЛЮЦИЯ
международной научно-практической конференции «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2004 года»
(проект)
Участники конференции обсудили вопросы налогового права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в 2004 году, и пришли к следующим основным выводам:
1. Решения, вынесенные в 2004 году Конституционным Судом, являются отражением складывающих общественных отношений в сфере налогообложения в России. Вопросы налогового права остаются приоритетными в деятельности Конституционного Суда.
2. В 2004 году значительно повысилась доступность для ознакомления принятых решений Конституционного Суда. В то же время, неопубликованные в официальных источниках акты Конституционного Суда не могут приниматься во внимание правоприменителями – данное правило необходимо закрепить в законодательстве о Конституционном Суде. Требует законодательного решения и вопрос о том, могут ли иметь «обратную силу» решения Конституционного Суда, затрагивающие неограниченное количество налогоплательщиков и ухудшающие их положение.
3. На качество решений Конституционного Суда влияет несовершенство налогового законодательства, а также сложность и острота поднимаемых вопросов. Попытки решить проблемы уклонения от уплаты налогов общими запретами и ограничениями приводят к нарушению прав и законных интересов неограниченного круга лиц. Не все текущие проблемы налогообложения могут быть решены одним лишь Конституционным Судом. По наиболее острым проблемам, не имеющим однозначного решения, необходимо объединение усилий законодательных, исполнительных и судебных органов, деловых кругов, профессионального юридического сообщества. Пути решения таких проблем в ходе конституционного судопроизводства необходимо вырабатывать с использованием международного опыта и достижений юридической науки, на основе баланса публичных и частных интересов.
4. В ходе конституционного правосудия следует осторожнее вводить в правоприменительную практику новые понятия и термины, не определенные в налоговом законодательстве. Юридическая техника актов Конституционного Суда требует совершенствования, акты Конституционного Суда, как и законы, должны отвечать требованиям ясности и определенности.
5. Вопросы, связанные с различным толкованием налогового законодательства, необходимо разрешать на уровне Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда с привлечением экспертов. Конституционный Суд должен рассматривать исключительно проблемы конституционности законов.
6. Правовые позиции Конституционного Суда должны находить свое отражение, реализацию и развитие в законодательной деятельности и правоприменительной практике. Только таким образом можно реально уменьшить поток жалоб в Конституционный Суд. Конституционный Суд вправе активнее ставить перед законодателем вопрос о совершенствовании действующих законов, включая институт процедурных норм, на основе научно обоснованной концепции развития налоговой системы в России и с учетом предназначения налогового права как определяющего пределы государственной власти в сфере публичных финансов.
7. Правоприменительная практика Конституционного Суда и других судебных органов свидетельствует о необходимости включения в налоговое законодательство критериев разграничения правомерной налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов, а также оснований, условий и порядка пересмотра налоговых последствий в случае несоответствия правовой формы экономическому содержанию, обеспечивающих эффективный налоговый контроль и надежную защиту от злоупотреблений сотрудников государственных органов.
15-16 апреля 2005 г.
г. Москва
Наверх