Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

ФЗ-159 "О малой приватизации" не действителен!


20 Октября 2009
Главная » НОВОСТИ » ФЗ-159 "О малой приватизации" не действителен!

ФЗ-159 «О малой приватизации»: не действителен?!

15 октября 2009 года в Комитете по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области состоялся открытый Круглый стол, посвященный практике применения Федерального закона № 159 «О малой приватизации».

На заседании собрались профессиональные юристы, депутаты Свердловской Областной и городской думы, а также представители общественных организаций. Цель встречи – обмен опытом и выработка рекомендаций по проблемам малой приватизации и защите законных прав предпринимателей при реализации права на выкуп.

Подробнее о наболевшем, рассказал Павел Семенцов, специалист по хозяйственному и договорному праву КГ «Ардашев и партнеры».

Во-первых, ни в ФЗ-159, ни в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» нет критериев, на основе которых должны составляться Перечни имущества, не подлежащего приватизации.

Именно поэтому муниципалитеты определяют критерии самостоятельно, причем так, как заблагорассудится. В частности решение Екатеринбургской городской думы № 12/72 от 17.02.2009 г. определило основания для включения имущества в перечень, таким образом в этот перечень вошли «все отдельно стоящие здания, арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства». Другими словами, - пояснил Павел, если арендатор арендует здание целиком, то право на выкуп у него нет…

Последней новацией в практике применения ФЗ-159 стало решение Арбитражного суда Кемеровской  области от 02.09.2009 г. по делу № А27-918/2009-5. Приведем выдержку из данного решения:

«Установление критериев, в соответствии с которыми должно осуществляться формирование Перечня, по мнению суда, выходит за рамки полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Законом №209-ФЗ. Термин «порядок» в соответствии с толковыми словарями Ожегова и Даля понимается как определенная последовательность действий. Соответственно, содержащаяся в Законе №209-ФЗ формулировка «определение порядка формирования Перечня имущественной поддержки» органами местного самоуправления предполагает лишь установление последними определенной последовательности действий в процессе принятия соответствующего решения Главой города, но никак не установление критериев, в соответствии с которыми муниципальное имущество может быть включено в Перечень имущественной поддержки».  

Таким образом, по мнению суда, установление правил составления перечней на уровне муниципалитетов неправомерно, и необходимо руководствоваться ФЗ-159 и ФЗ-209.  Посмотрим, что скажут вышестоящие суды и как эта практика будет воспринята в других округах. Мнение – спорное, но, согласитесь, дает простор для оспаривания нормативных и ненормативных актов местного самоуправления.

Во-вторых, нежелание местных властей реализовывать закон ФЗ-159 продиктовано не экономическим соображениями в пользу бюджета, а интересами карманов конкретных должностных лиц.

Так, например, в п.12 решения Екатеринбургской городской думы 12/72 установлена возможность исключения объекта из перечня по инициативе должностных лиц Администрации, т.е. «заплати взятку и препятствие к выкупу будет снято». Судя по информации в Интернете, этим вопросом «рулит» сам мэр и не подпускает к золотой жиле даже своего зама, который оспаривает действия администрации через аффилированных лиц в обычном судебном порядке.

Основания для исключения объектов из перечня находятся в полном усмотрении администрации и абсолютно неадекватны с точки зрения логики, что однозначно указывает на их коррупционное происхождение.

В-третьих, в федеральном законодательстве не установлен механизм для определения местными властями субъектов малого и среднего предпринимательства.

В ст.4 ФЗ-209 установлены критерии субъектов малого и среднего предпринимательства, однако данных для установления таких критериев у ОМСУ не может быть (средняя численность работников, доля участия в ООО иностранцев, оборот и т.п.). В перечень имущества на основании ст.18 ФЗ-209 не могут включаться объекты, не свободные от прав третьих лиц (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства).

Сегодня у ОМСУ нет информации о том, относятся субъекты к малому и среднему предпринимательству или нет, поэтому они включают в перечень всё имущество.

Это важно, так как в случае, если в здании хотя бы один из арендаторов не относится к малому и среднему бизнесу, то здание не может быть включено в перечень целиком.

В-четвертых, на федеральном уровне не определены объекты, которые обозначают «государственное и муниципальное имущество».

В решении ЕГД 12/72 используются категории «отдельно стоящие здания (строения, сооружения)» и «нежилые помещения», однако в перечне объекты также зафиксированы под названием «часть отдельно стоящего здания».

Из-за неразберихи с объектами возникает множество вопросов: может ли арендатор выкупить часть отдельного здания (например этаж в здании), если арендует всё здание, может ли арендатор выкупить «часть отдельно стоящего здания», если такого объекта нет в правилах составления перечней, хотя по сути это «нежилое помещение» и т.д. После выкупа не решенным останется вопрос и с общим долевым имуществом, правами на землю и т.п. Таким образом необходимо урегулировать данные вопросы в федеральном законе ФЗ-159 или ФЗ-209.
 
На главный вопрос мероприятия «что делать?» КГ «Ардашев и партнеры» предлагает свой ответ: добиваться признания перечня недействующим в части включения в них конкретных объектов (как показывает арбитражная практика – данные перечни воспринимаются как нормативные акты). Насколько этот подход в решении перспективен – вопрос открытый. Но Павел Семенцов лелеет надежду: «Пока практика не поменялась, оспаривать перечни на несоответствие федеральному законодательству, на мой взгляд, бесперспективно. Однако правила составления перечней на муниципальном уровне составлены абы как, с существенными пробелами и недоработками, поэтому есть шанс оспаривать перечни на несоответствие правилам их составления. Суды к этому должны относиться с пониманием, так как справедливость на стороне предпринимателей. Муниципалитеты саботируют Федеральный Закон, а предпринимательское сообщество всего лишь хочет добиться реализации своих прав, которые пока остаются лишь на бумаге».

Вариантов такого оспаривания множество (в каждом муниципальном образовании свои правила составления перечней). Например, в Екатеринбурге, пробелы в решении ЕГД 12/72 могут быть следующие:

 - не ясно, какие отдельно стоящие здания должны включаться в перечень имущества: принадлежащие только одному арендатору, или же одному или нескольким арендаторам одновременно (как считает администрация, составляющая перечни);

 - в перечнях есть объект под названием «часть отдельно стоящего здания», а в правилах составления его нет;

 - если в здании есть субъект, не являющийся субъектом малого и среднего предпринимательства, то включение здания целиком в перечень не допустимо.

Такой подход – полнейший формализм, однако именно на этом поле битвы с нами воюют муниципалитеты. До сих пор победы над ними давались тяжело, а по данному вопросу и вообще не удавались. Если же действовать их оружием, то на стороне предпринимателей будет не только справедливость, но и буква закона.

Практика может резко поменяться, если воспринять подход, предложенный в упомянутом решении Кемеровского Арбитража – в этом случае можно будет оспаривать перечни на несоответствие их критериям в ФЗ-159 и ФЗ-209, а критериев таких нет, поэтому суд будет вынужден обращаться к смыслу закона, который не на стороне муниципалов.

Еще один безусловный вариант решения проблемы ФЗ-159 – внести изменения в федеральное законодательство. В этом направлении работает «Опора России». Однако контролировать данный процесс «снизу» до уровня федерации нельзя. Закон же действует всего лишь до 01.07.2010 г., и к концу срока действия муниципалы начнут всячески затягивать процессы. Поэтому приходится находить пути защиты de lega lata (с точки зрения действующего права), а не только de lega ferenda (с точки зрения будущего закона). 

Областные и федеральные  власти напрямую надавить на муниципалитеты не могут, но учитывая повсеместное влияние «Единой России» эта проблема решаема. Хочется верить, что старания отдельных политиков, которые заботятся о благополучии государства, а не своего кармана, ещё хоть немного приблизят нас к правовому государству и обществу.

Предпринимательскому сообществу необходимо объединиться и отстаивать свои интересы, несмотря на сильное противодействие. Организованный круглый стол – необходимое мероприятие, но оно должно быть не единичным, а повсеместным.


Благодарим  Уральскую Правовую Палату, Свердловское отделение Общественной организации «Опора России» и Комиссию по содействию правовому регулированию вопросов малого и среднего предпринимательства Свердловского регионального отделения «Ассоциации юристов России» за организацию мероприятия.

Наверх
Афоризмы

Георг Вильгельм Фридрих ГегельПо своему содержанию право отлично от обязанности, однако по ценности они остаются тождественными, так же как в договоре. Налоги, пошлины, и т.д., которые составляют для меня обязанности, мне не возвращаются, но зато я обретаю обеспеченность моей собственности и бесконечное множество других преимуществ. Они составляют мое право.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ (1770- 1831гг.) Основы философии права, 1821 г.

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»