Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

11.04.2006 Рассылка № 53.



Реклама по новым правилам


С 1 июля 2006 года вступит в силу Федеральный закон от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», который придет на смену действующему сегодня закону от 18.07.95 № 108-ФЗ. По нашему мнению, новый закон о рекламе надо изучить уже сейчас потому, что содержащиеся в нем определения напрямую связаны с налогом на прибыль. Ведь расходы на рекламу учитываются при налогообложении прибыли по особым правилам. А узнать, что именно относится к рекламе, можно как раз из упомянутого закона, а правильно воспользоваться законодательными новациями Вам поможет наша сегодняшняя публикация.

Затраты на рекламу в НК РФ отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом часть таких затрат можно учесть полностью, а часть - лишь в пределах норматива (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Соответственно, чтобы не ошибиться при формировании базы по налогу на прибыль, надо четко знать, какая именно информация является рекламной. С 1 июля 2006г. определение рекламы нужно будет брать из нового Федерального закона «О рекламе» (далее – новый Закон о рекламе).

Цену лучше не рекламировать
Сразу скажем, что существенных изменений само определение рекламы не претерпело. Так, под рекламой новый закон, как и действующий прежде, понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. При этом должны выполняться следующие условия.

Во-первых, информация адресована неопределенному кругу лиц. Правда, как и прежде, законодатели и в этот раз не потрудились уточнить, что это значит. Так что споры о том, можно ли считать рекламой информацию, распространяемую при адресной рассылке, не прекратятся.

На наш взгляд, рекламой можно признать информацию при условии, что ею может воспользоваться любое лицо, а не только заранее установленный круг лиц. Например, если при адресной рассылке распространяется каталог товаров, то можно говорить о рекламном характере расхода. Ведь каталогом может воспользоваться не только получатель, но и другие лица. Если же рассылаются уже заполненные бланки заказа с описанием товаров, то это рекламой не является. Так как воспользоваться этим бланком может только получатель.

Во-вторых, информация должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 закона о рекламе).

Как мы видим, закон ввел новое понятие «объект рекламирования». Им может быть как товар, так и средство его индивидуализации; изготовитель или продавец; результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; работа или услуга.

Очень важным нововведением является перечень случаев, когда информация рекламой не признается. Например, согласно Закону РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец должен проинформировать потребителя о товаре - его цене, сроке службы или годности. Такая информация по новому закону рекламой не признается (пп. 2 п. 2 ст. 2 закона о рекламе). А значит, расходы на такое информирование можно учесть без всяких ограничений.

Срок для документов
Еще одно интересное новшество закона о рекламе - введение срока хранения рекламных материалов. Согласно ст.12 нового Закона о рекламе, они должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы. Однако налогоплательщикам – заказчикам рекламы на эти сроки ориентироваться не стоит.

Дело в том, что эти документы будут одним из оснований для учета расходов на рекламу при налогообложении прибыли (ст. 252 НК РФ). Налоговый же кодекс требует хранить такие документы в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Не ограничивается размер расходов на следующие виды рекламы:
1) рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети;
2) световую и иную наружную рекламу;
3) участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
4) оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Расходы на все остальные виды рекламы учитываются при налогообложении в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Информация движимая и недвижимая
Новый Закон о рекламе будет интересен организациям, которые работают на «вмененке». Ведь с 2006 года по решению местных органов власти на ЕНВД переводится деятельность по распространению и размещению наружной рекламы и рекламной информации на транспортных средствах. В новом Законе о рекламе прописана техническая сторона этих видов деятельности. А также установлены правила размещения наружной рекламы и рекламной информации на транспортных средствах.

Напомним, что распространители наружной рекламы и рекламной информации на транспортных средствах переводятся на ЕНВД только в том случае, если принят соответствующий нормативный документ муниципального органа власти (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).

Рассмотрим, какие требования выдвигает новый Закон о рекламе для организаций, распространяющих и размещающих наружную рекламу и рекламу на транспортных средствах.

Установка стационарной конструкции
Ст.19 нового Закона о рекламе определяет распространение наружной рекламы следующим образом. Эту деятельность ведет владелец рекламной конструкции (рекламораспространитель) с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения. Причем рекламные конструкции могут располагаться на внешних стенах и крышах зданий или вне их, а также на остановочных пунктах общественного транспорта.

Для целей ЕНВД определение деятельности по распространению и размещению наружной рекламы несколько уже. Оно практически дублирует старую редакцию закона о рекламе. Под стационарными объектами для размещения рекламы понимаются щиты, стенды, плакаты, электронные табло и иные технические средства. По мнению налоговых органов, к стационарным рекламным объектам относятся технические средства, которые установлены на объектах недвижимого имущества: земля, здания, строения, сооружения. Кроме того, конструкции не предназначены для перемещения в течение всего срока размещения рекламной информации (письмо ФНС России от 07.04.05 № 22-2-14/520). Будут ли налоговые органы руководствоваться формулировкой ст.19 нового Закона о рекламе для деятельности по распространению наружной рекламы или будут работать по-прежнему?

По информации, полученной в УФНС России по Свердловской области, при отнесении деятельности по распространению рекламы в целях обложения ЕНВД по статье 346.27 НК РФ налоговыми органами все-таки будут учитываться положения ст.19 нового Закона о рекламе ( «…ведь она определяет не только виды стационарных рекламных конструкций, но и порядок их расположения»).

Также в ст. 19 нового Закона о рекламе четко прописан порядок выдачи и аннулирования или признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции.

Реклама на транспорте
Размещение рекламы на транспортных средствах возможно только на основании договора, заключенного между рекламодателем и собственником транспортного средства или иным уполномоченным лицом (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ). В старой редакции закона о рекламе не было указано, кто должен заключать договор на размещение рекламы с собственником транспорта.

При этом плательщиком ЕНВД будет считаться именно собственник транспортного средства, поскольку он доводит информацию рекламодателя до потребителей (ст. 346.27 НК РФ). Рекламодатель плательщиком ЕНВД не признается. Ведь размещение информации о своих товарах к предпринимательской деятельности не относится. Заметим, что аналогичной позиции до настоящего времени придерживается и Минфин России (письмо от 16.12.04 № 03-06-05-05/39).

Кроме того, новый закон о рекламе прямо установил случаи, когда реклама на транспортных средствах запрещена. К примеру, нельзя разместить рекламу на транспорте, предназначенном для перевозки опасных грузов.

Надеемся, что наша сегодняшняя публикация поможет Вам, уважаемые налогоплательщики, оперативно воспользоваться изложенной нами информацией и «взять на вооружение» положительные законодательные новации.

Ведущий специалист по налоговому праву
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Боровских Анна Александровна

Наверх
Афоризмы

Владимир ПутинГосударство не столь созидает, сколь восполняет, истинными же созидателями являются все граждане... Не налагать руку на самостоятельность, а развивать ее и всячески помогать ей.
(Владимир Владимирович процитировал Сергея Юльевича Витте, великого государственного реформатора начала XX века.)

Из Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2005 году

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»