Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о правомерности применения крестьянским фермерским хозяйством льготы по ЕСН при выполнении работ по производству сельскохозяйственной продукции в рамках договора подряда


Главная » Опыт » Юридические экспертизы » ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о правомерности применения крестьянским фермерским хозяйством льготы по ЕСН при выполнении работ по производству сельскохозяйственной продукции в рамках договора подряда

Заказчик: Крестьянское фермерское хозяйство в лице его Главы индивидуального предпринимателя Ш., РФ, Кировская область, Куменский район (далее по тексту - «КФХ»).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1) Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.93 г.;

2) Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.98 № 146-ФЗ;

3) Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.00 N 117-ФЗ;

4) Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ;

5) Закон РСФСР от 22.11.90 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее «закон о КФХ»);

6) Федеральный закон РФ от 11.06.03 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

7) Постановление КС РФ от 14.07.03 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 4, п. 1 ст. 164, п. 1 и 4 ст. 165 НК РФ, ст. 11 ТК РФ и ст. 10 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис"»;

8) Постановления КС РФ от 21.03.97 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статей 18 и 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"»;

9) Постановление КС РФ от 04.04.96г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»;

10) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.02 г. № 454-СТ.

11) Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. // М., 1962 г.

12) Учебное пособие «Налоговое право» по ред. С.Г. Пепеляева // М., 2000 г.

13) Научно-практический комментарии части второй ГК РФ, Эрделевский А.М. // М., 2001 г.

РАЗДЕЛ I
ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
ВОПРОСЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ПЕРЕД ЭКСПЕРТАМИ

Предметом исследования является вопрос о правомерности применения КФХ льготы по ЕСН, предусмотренной подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ при выполнении работ по производству с/х продукции в рамках договора подряда на производство (переработку) с/х продукции от 01.04.03 г., заключенного с ЗАО «Агрофирма «Д.».

Поводом для обращения КФХ в юридическую фирму с просьбой о проведении юридического исследования послужило то обстоятельство, что Инспекция МНС РФ по Куменскому району Кировской области (далее «ИМНС»), в которой состоит на учете КФХ, считает, что выполняя работы по договору подряда КФХ оказывает только услугу и не занимается производством и реализацией с/х продукции как таковой, а значит формально не может применять рассматриваемую льготу по ЕСН.

Такая позиция ИМНС представляется необоснованной и абсурдной, поскольку фактически КФХ осуществляет именно деятельность по производству и реализации с/х продукции, а значит правомерно может пользоваться льготой по ЕСН.

Целью исследования является аргументация ошибочности выводов ИМНС, анализ сущности деятельности, осуществляемой КФХ, рассмотрение вопроса о влиянии правой формы осуществления деятельности КФХ на налоговые последствия, а также анализ перспектив возможного спора с налоговым органом.

РАЗДЕЛ II
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
АРГУМЕНТАЦИЯ И МОТИВИРОВКА

2.1. О ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ КФХ РАБОТ В РАМКАХ
ДОГОВОРА ПОДРЯДА, ИХ НАЛОГОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ

2.1.1. Виды работ и услуг, относящихся к сельскохозяйственной деятельности

В соответствии со ст. 16 ранее действовавшего Закона РСФСР от 22.11.90 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию с/х продукции.

Квалификация деятельности, осуществляемой любым хозяйствующим субъектом, производится в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.02 г. № 454-ст.

Данный Классификатор предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. В частности, он используется при решении следующих задач, связанных с:

- классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

- определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

К с/х деятельности указанный Классификатор относит:

01 Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях

01.1 Растениеводство
01.11 Выращивание зерновых, технических и прочих с/х культур, не включенных в другие группировки
01.11.1 Выращивание зерновых и зернобобовых культур
01.11.2 Выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина
01.11.3 Выращивание масличных культур
01.11.4 Выращивание табака и махорки
01.11.5 Выращивание сахарной свеклы
01.11.6 Выращивание кормовых культур; заготовка растительных кормов
01.11.7 Выращивание прядильных культур
01.11.8 Выращивание прочих с/х культур, не включенных в другие группировки
01.12 Овощеводство; декоративное садоводство и производство продукции питомников
01.12.1 Овощеводство
01.12.2 Декоративное садоводство и производство продукции питомников
01.12.3 Выращивание грибов, сбор лесных грибов и трюфелей
01.12.31 Выращивание грибов и грибницы (мицелия)
01.12.32 Сбор лесных грибов и трюфелей|
01.13 Выращивание фруктов, орехов, культур для производства напитков и пряностей
01.13.1 Выращивание винограда
01.13.2 Выращивание прочих фруктов и орехов
01.13.21Выращивание плодовых и ягодных культур
01.13.22 Выращивание орехов
01.13.23 Выращивание посадочного материала плодовых насаждений
01.13.24 Сбор дикорастущих плодов, ягод и орехов
01.13.3 Выращивание культур для производства напитков
01.13.4 Выращивание культур для производства пряностей
01.2 Животноводство
01.21 Разведение крупного рогатого скота
01.22 Разведение овец, коз, лошадей, ослов, мулов и лошаков
01.22.1 Разведение овец и коз
01.22.2 Разведение лошадей, ослов, мулов и лошаков
01.23 Разведение свиней
01.24 Разведение с/х птицы
01.25 Разведение прочих животных
01.25.1 Разведение пчел
01.25.2 Разведение кроликов и пушных зверей в условиях фермы
01.25.3 Разведение шелкопряда
01.25.4 Разведение оленей
01.25.5 Разведение верблюдов
01.25.6 Разведение домашних животных
01.25.7 Разведение лабораторных животных
01.25.8 Разведение водных пресмыкающихся и лягушек в водоемах, разведение дождевых червей
01.25.81 Разведение водных пресмыкающихся и лягушек в водоемах
01.25.82 Разведение дождевых (калифорнийских) червей
01.25.9 Разведение прочих животных, не включенных в другие группировки
01.3 Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)
01.30 Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)
01.4 Предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг
01.41 Предоставление услуг в области растениеводства
01.41.1 Предоставление услуг, связанных с производством с/х культур
01.41.2 Предоставление услуг по закладке, обработке и содержанию садов, парков и др. зеленых насаждений
01.41.3 Предоставление услуг по эксплуатации мелиоративных систем
01.42 Предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг

Поскольку члены КФХ в качестве ведущего вида деятельности занимаются выполнением работ по договору подряда по выращиванию КРС, зерновых и иных культур, производству молока, заготовке кормов для КРС, постольку возникает вопрос: вправе ли КФХ как сообщество граждан пользоваться налоговыми льготами?

Безусловно, да! Это вытекает из толкования норм Закона о КФХ с учетом вышеуказанных извлечений из Классификатора.

2.1.2. Понятие и сущность КФХ, юридические признаки

Согласно ст. 1 Закона о КФХ, последнее является самостоятельным хозяйствующим субъектом, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию с/х продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

Таким образом, создаваемое хозяйство полностью соответствует вышеизложенному понятию.

Согласно ст. 4 Закона о КФХ право на создание КФХ и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и с/х квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности.

Данные требования при создании КФХ также были соблюдены.

Согласно ст. 16 Закона о КФХ, основанное на праве владения или собственности земельного участка КФХ самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производства исходя из собственных интересов. Оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию с/х продукции.

Новый закон о КФХ (ФЗ РФ от 11.06.03 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») ввел новое понятие КФХ.

В соответствии с п. 1 ст. 1 этого закона КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию с/х продукции), основанную на их личном участии.

Смысл формулировки подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ следует понимать через призму норм нового закона о КФХ. Налоговый кодекс содержит лишь общую формулировку, не раскрывающую сущность КФХ, поэтому надо обращаться к Закону о КФХ, где сказано, что КФХ должно отвечать в совокупности следующим условиям:

1) это объединение граждан (физических лиц);

2) эти граждане должны быть связаны родством и (или) свойством;

3) они должны иметь в общей собственности имущество;

4) они должны совместно осуществлять производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию с/х продукции);

5) они должны лично участвовать в производственной и иной хоз. деятельности (по аналогии с производственным кооперативом или артелью, понятие которого дается в ГК РФ).

Если КФХ не имеет в собственности землю, здания, сооружения, инвентарь, технику, КРС и т.д., но фактически благодаря использованию своих знаний, опыта, труда, благодаря эксплуатации и обслуживанию арендованной техники (или находящейся в ссуде или используемой по договору подряда), благодаря использованию КРС, пусть и принадлежащего иным лицам, занимается производством и реализацией с/х продукции, то оно вправе пользоваться налоговыми льготами.

Совершенно очевидно, что, если КФХ будет заниматься посредническими операциями (купля-продажа), заниматься оказанием услуг, совершенно не связанных с сельским хозяйством и т.д., выполнением работ, также далеких от с/х (строительство домов, подрядные работы по ремонту техники и т.д.), то исходя из сущности КФХ, его социальной значимости и целей, преследуемых законодателем (стимулирование самостоятельной деятельности жителей сельской местности в сфере с/х, а в конечном итоге - обеспечение самих себя работой и доходом), такую деятельность нельзя назвать деятельностью в сфере с/х и, следовательно, де-факто и де-юре это будет уже не КФХ, а нечто иное.

В настоящее время крестьяне относятся к одной из самых малообеспеченных категорий населения страны. Как правило, они не имеют возможности приобрести в собственность имущество, необходимое для производства с/х продукции. Вследствие чего они вынуждены искать иные формы приложения (реализации) своего личного труда на земле.

Именно поэтому не имеющие первоначального капитала крестьяне как члены КФХ чаще всего используют (обслуживают, эксплуатируют и т.д., т.е. извлекают выгоду) имущество (техника, земля, зерно, КРС и т.д.) на договорных началах (берут в аренду, ссуду, на иных основаниях, в т.ч. и по договору подряда).

Таким образом, выполнение работ по производству с/х продукции полностью соответствует сущности КФХ. Тот факт, что фактически с/х продукцию продает не КФХ, а заказчик по договору подряда (ЗАО «Агрофирма «Д.») не имеет никакого юридического значения. Важна экономическая сущность деятельности КФХ: члены КФХ своим личным трудом создают с/х продукцию. Вот что имеет принципиальное значение в аспекте налогообложения.

Статусообразующим признаком КФХ в рассматриваемой ситуации является производство и реализация с/х продукции. Члены КФХ, используя свой труд, знания и опыт, как раз и занимаются производством с/х продукции и ее реализацией посредством передачи результатов работ заказчику. Именно это является ведущим видом их деятельности, и именно это приносит им доход.

Формально-юридический подход ИМНС и вывод о том, что деятельность, осуществляемая в форме выполнения работ по договору подряда, не является производством и реализаций с/х продукции не является правильным с учетом вышеизложенных аргументов.

Главное, что такая деятельность ведется именно в сфере сельского хозяйства (см. соответствующий раздел классификатора).

ВЫВОД: осуществляемый КФХ вид деятельности полностью соответствует требованиям как ранее действовавшего, так и нового Закона о КФХ, следовательно, и все налоговые льготы полностью распространяются на них.

Наверх
Афоризмы

Иван Андреевич КрыловКак не приманчива свобода,
Но для народа
Не меньше гибельна она,
Когда разумная ей мера не дана!

Иван Андреевич Крылов

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»