Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

«Налоговые проверки: нужны кардинальные изменения Налогового кодекса».



Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Владимир Леонидович Ардашев,
г. Екатеринбург
 

Существующие пробелы и противоречия НК РФ одинаково хороши для налогоплательщика и для налоговых органов. Первые с их помощью строят схемы оптимизации налогообложения, вторые грубо злоупотребляют своими правами, что наиболее болезненно для налогоплательщиков проявляется при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

На фоне тотальной борьбы с «недобросовестностью» механизм, методика и тактика проведения налоговых проверок требуют четкой и подробной правовой регламентации. Заявления представителей ФНС РФ о том, что каждая налоговая проверка должна приносить начисления в бюджет, вызывают у налогоплательщиков не просто беспокойство, а панику, особенно после показательной «казни» «ЮКОСа».

Административный произвол со стороны налоговых органов достиг таких масштабов, что уже само Правительство и Президент РФ всерьез заговорили о необходимости срочных поправок в главу 14 НК РФ «Налоговый контроль». Чтобы затушить пожар налоговых конфликтов Минфин РФ уже подготовил соответствующий законопроект и представил его на утверждение Президенту. Можно смело утверждать, что в 2005 году упорядочение налогового контроля с одновременной его оптимизацией состоится. Компромисс между бизнесом и властью в этом вопросе сводится в основном к следующему:

Во-первых, требуется строгая и подробная регламентация камеральной проверки как основной формы налогового контроля. Должен быть установлен закрытый перечень документов, истребуемых в ходе нее. В него войдут только регистры бухгалтерского и налогового учета. Срок их предоставления увеличат с 5 до 10 дней. Это, пожалуй, самая важная поправка, поскольку в настоящее время камеральная проверка фактически проводится по образу и подобию выездной. Отсутствие четких правил ее проведения позволяет налоговикам проверять налогоплательщика практически бесконечно, истребовать любые документы и без составления Акта проверки, рассмотрения возражений привлекать к ответственности.

Во-вторых, сами проверки должны быть строго ограничены по времени. Сейчас же налоговики искусственно увеличивают отведенный НК РФ основной двухмесячный срок путем элементарного приостановления проверки, так как согласно ст. 89 НК РФ в срок проверки засчитывается только время фактического нахождения налогового инспектора на территории налогоплательщика. Следует установить календарный принцип исчисления срока проверки. Только в исключительных случаях объективного свойства возможно увеличение срока на 1 месяц, например, при необходимости проверки большого количества филиалов, проведения экспертизы или встречной проверки. Кстати, сами встречные проверки требуют упорядочения.

В-третьих, планируется ликвидировать повторные ревизии. Проводить их фискалы смогут только по решению суда и только в случае, когда будет установлен сговор налогоплательщика и инспектора. Сейчас же вышестоящий орган по своему усмотрению может вслед за нижестоящим повторно проверить фактически любого налогоплательщика.

В-четвертых, увеличиваются сроки, отведенные налогоплательщикам на представление возражений на Акт налоговой проверки, и упорядочивается сама процедура привлечения налогоплательщика к ответственности.

В то же время Правительство готовит меры по повышению качества налоговых проверок. В частности, предлагается создать в налоговых органах спецподразделения, которые будут рассматривать жалобы налогоплательщиков, а также оценивать акты налоговых проверок. Если сумма требований будет больше определенной суммы, акт и возражения на него должны рассматриваться в вышестоящем подразделении. Это повысит объективность рассмотрения возражений и жалоб налогоплательщика.

Предлагается оптимизировать судебный порядок взыскания налоговых санкций. Сейчас налоговики вынуждены идти в суд даже для взыскания 100 руб. и при отсутствии возражений налогоплательщика. Разумно установить правило: штраф взыскивается в судебном порядке только в случае, когда налогоплательщик в течение 30 дней представит в инспекцию, вынесшую решение о взыскании налоговой санкции, свои возражения. Это существенно разгрузит арбитражные суды, которые уже не справляются с нарастающим потоком налоговых споров. При этом налогоплательщику должны быть предоставлены гарантии защиты его прав (четкий механизм вынесения решений, выставления требований, оспаривания, их сроки).

Таким образом, основная задача Правительства в налоговой сфере: выработка новой системы сдержек и противовесов, поскольку существовавший до недавнего времени хрупкий баланс публичных и частных интересов был нарушен. Избегая по возможности неоправданных запретов и ограничений, снижающих эффективность налогового контроля, государство должно отказаться от политики «выкручивания рук». К элементам такой политики сейчас можно отнести, например, аресты счетов лишь при наличии недоимки. Законный бизнес должен иметь “прожиточный минимум” налоговой безопасности, который бы гарантировал его финансовую устойчивость.

Нарушение механизма и сроков проверки и привлечения к ответственности должно автоматически влечь признание действий и решений налоговых органов незаконными. При этом обжалование решения о взыскании налога и пеней должно приостанавливать его исполнение, поскольку о бесспорном порядке можно говорить лишь при отсутствии спора. Кроме того, следует предусмотреть механизм реального возмещения убытков, причиненных налогоплательщикам, что должно умерить административный произвол.

И последнее. В связи с широким использованием в ходе правосудия оценочных категорий (недобросовестность, реальные и экономически оправданные затраты) и ростом влияния судов в экономике страны требуется повышение профессионального уровня судей и создание действительно независимой судебной системы. Необходимо усилить общественный контроль над деятельностью судов, обеспечить прозрачность их работы, в частности, публиковать все решения судов в Интернете.

Итак, вывод очевиден: нужны кардинальные изменения части первой НК РФ, которая в отличие от части второй с момента ее принятия (1998 г.) не претерпела существенных изменений и безнадежно отстала от жизни. К сожалению, это очень большая работа и, учитывая сложный законотворческий процесс, она может растянуться на годы. Предлагаемые же новации в сфере налогового контроля ждать не могут, и если бы они состоялись, бизнес мог бы вздохнуть с облегчением.

Наверх
Афоризмы

Георг Вильгельм Фридрих ГегельТолько присутствие воли рождает право, поэтому система права есть царство реализованной свободы, мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ (1770- 1831гг.)

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»