Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Оборотная сторона налоговой оптимизации


Главная » Аналитика » Ответы наших экспертов » Оборотная сторона налоговой оптимизации

Сегодня многие предприниматели, руководствуясь сиюминутной экономией на налогах, применяют не совсем законные схемы оптимизации налогообложения. Однако немногие знают, что большинство применяемых традиционных «схем» хорошо известны налоговикам. Налоговыми органами разработаны эффективные методики выявления и доказывания в судах неправомерных действий налогоплательщиков. Для того чтобы не «подставиться», следует ознакомиться с новыми методиками проверок налоговых органов.

Новые подходы налоговиков

В последнее время качество проведения налоговых проверок сильно возросло. В МНС (ФНС) РФ созданы специальные подразделения, которые занимаются исключительно анализом схем уклонения от уплаты налогов и выработкой эффективных методов борьбы с «уклонистами». В данных подразделениях работают высококлассные эксперты-аналитики, которые способны распознать многие схемы уклонения от уплаты налогов.

На счету этих специалистов десятки раскрытых способов уклонения от уплаты налогов: лжеэкспорт, экспорт малоценных товаров по завышенной цене, имитация расчетов (расчеты по замкнутому циклу), «игрушечная» схема возмещения НДС, искусственное увеличение входного НДС путем многоступенчатой перекупки товаров, приобретение выдуманных работ и услуг, использование фиктивных посреднических отношений и др.

В рамках провозглашенной борьбы с уклонением от уплаты налогов МНС РФ разработан целый ряд внутренних документов (с грифом «для служебного пользования»), пошагово регламентирующих порядок проведения проверок и описывающих различные схемы незаконного уклонения от уплаты налогов и методы их выявления. Приведем некоторые документы, которые наиболее активно используются работниками налоговых органов при проведении проверочных мероприятий:

1. Приказ МНС РФ от 18.08.2003г. №БГ-4-06/23дсп «Об утверждении Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок»;

2. Приказ МНС РФ от 21.04.2004г. №06-3-06/425дсп «Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению схем уклонения от налогообложения, используемых строительными организациями»;

3. Приказ МНС РФ от 24.06.2003г. №БГ-4-06/16дсп «Об утверждении Временного регламента проведения проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС»

4. Приказ МНС РФ от 21.08.2003г. №БГ-4-06/24дсп «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов»;

5. Письмо МНС России от 29.04.2002 №ВГ-14-03/38дсп «Об утверждении временных методических указаний по организации и проведению контрольных мероприятий за правильностью применения налогоплательщиками вычетов (возмещения) НДС по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке».

Несмотря на то, что высшим судебным органом страны - Конституционным Судом РФ -  провозглашен принцип добросовестности налогоплательщика, при проведении налоговых проверок де-факто применяется принцип недобросовестности. Подтверждением этому может быть следующее высказывание Руководителя Департамента организации налогового контроля МНС РФ В. В. Сашичева: «Абсолютно все выездные проверки должны приносить доначисления в бюджет…»

Налоговые проверки стали все больше напоминать расследования с применением приемов и способов, которые больше присущи уголовному процессу: опросы и допросы лиц, причастных к осуществлению хозяйственной деятельности налогоплательщика, проведение осмотров территорий и помещений, выемка и изъятие документов, назначение различных экспертиз и т.д.

Доказательства, добытые налоговиками при проведении таких расследований стали все чаще приниматься арбитражными судами, которые в свою очередь выработали для борьбы с недобросовестными налогоплательщиками специальные судебные доктрины (доктрина «существо над формой», доктрина «деловая цель», доктрина «сделка по шагам» и т.д.). Наиболее ярко применение судебных доктрин проявилось в нашумевшем деле НК ЮКОС.

Необходимо отметить, что проверяющие стали более творчески подходить к проверкам. «Обкатка» методов выявления схем уклонения от уплаты налогов была проведена при решении проблемы незаконного возмещения НДС при экспорте. Данная проблема, по мнению автора, была решена государством достаточно эффективно. Сейчас эти и новые методы активно используются на других приоритетных направлениях работы: необоснованные вычеты по внутрироссийскому НДС, несуществующие расходы по прибыли, фирмы-однодневки.

«Агенты» налоговых органов

На сегодняшний день появились реально действующие быстрые и эффективные способы проверки деятельности компаний. Они основаны на постоянном обмене информацией между различными правоохранительными, контролирующими и иными государственными органами и организациями.

Хорошо налажен процесс получения информации из различных внешних источников по запросам налоговых органов. Наиболее активно налоговые сотрудники используют данные, полученные из МВД, банков, таможенных органов, лицензирующих органов, энерго- и теплоснабжающих организаций, предприятий водоканализационного хозяйства.

Паспортно-визовые службы МВД предоставляют налоговым инспекторам информацию о недействительных, утраченных паспортах, о месте жительства физических лиц с целью установления фактов регистрации фирм на номинальных директоров, проверки аффилированности контрагентов налогоплательщика. Оперативные подразделения МВД в необходимых случаях проводят розыск лиц, причастных к совершению налоговых правонарушений.

По информации, полученной по запросам из ГИБДД и транспортных организаций, проверяют, действительно ли имела место перевозка товаров. Например, при проверке могут установить, что автомобили, на которых по документам перевозили груз, в реальности не существуют. Также были случаи, когда обнаруживали, что грузоподъемность автомобилей в несколько раз ниже массы перевозимых по документам грузов, или человеку, указанному в документах как водитель, не выдавалось водительское удостоверение.

Запросы в банк позволяют налоговым инспекторам контролировать движение денежных средств по расчетным счетам компаний. Это нужно для того, чтобы вовремя пресечь ситуации, когда фирма перестает отражать финансовые операции в бухгалтерской и налоговой отчетности. Кроме того, такое сотрудничество с банками позволяет эффективно распознавать схемы мошенничества, основанные на фиктивности расчетов между участниками сделки, и доказывать их в арбитражных судах. Запросы, как правило, направляют не только в те банки, где открыты расчетные счета участников схемы, но и в другие банки, причастные к осуществлению расчетов (в том числе иностранные).

Таможенные органы предоставляют контролерам информацию о вывозе и ввозе товаров на территорию России, об уплате (возврате) НДС при ввозе товаров, о недействительных бланках таможенных деклараций, о легитимности личных номерных печатей работников таможенных органов (для исключения случаев использования утраченных печатей).

Контроль за расходной частью

Особое внимание эксперты-аналитики обращают на информацию об объемах потребления ресурсов, которую получают от энерго- и теплоснабжающих организаций, а также предприятий водо-канализационного хозяйства.

Такие сведения они сопоставляют с показателями бухгалтерской и налоговой отчетности. В большей мере такой механизм проверки касается предприятий-производителей, хотя может быть использован при проверках других организаций.

Исходя из общего принципа технологии производства, для того чтобы произвести единицу продукции, нужно использовать определенное количество ресурсов. Например, чтобы испечь буханку хлеба, необходимо затратить определенное количество электроэнергии, воды, тепла и др. Подобные нормативы есть во всех отраслях (производство, строительство, оказание услуг и т.д.). Налоговые инспекторы при анализе заявленных данных сравнивают их с расходами, которые организация должна была понести по нормативам. Если они увидят явные несоответствия ( допустим, на ту же буханку хлеба было израсходовано 200 мл воды, а не 50, и незавершенное производство отсутствует), то обязательно спросят у организации, почему у нее такой высокий расход.

Аналогично, если предприятие заявляет, что им произведено, например, 1000 единиц продукции, а объем потребления ресурсов свидетельствует о возможности производства только 10 единиц продукции. Сомнения сотрудников налоговых органов по поводу реальности производства 1000 единиц товара будут вполне обоснованными.

Камеральная проверка – основной механизм налогового контроля

Следует заметить, что роль камеральных проверок существенно возросла. Они становятся едва ли не основным инструментом контроля над предприятием. Это происходит из-за того, что в отличие от выездной проверки, камеральная не имеет четкой регламентации в Налоговом кодексе и позволяет инспекторам «произвольничать».

Действительно, решения руководства налоговых инспекций на проведение камеральной проверки не нужно, объем запрашиваемых документов не регламентирован, вызывать налогоплательщика можно сколько угодно, хоть каждый день. Даже срок проверки -  и тот в полтора раза больше.

Автоматизация проведения камеральных проверок ( когда первоначальный отбор кандидатов для более тщательной проверки производит компьютер) позволяет значительно сократить время их проведения  и исключает влияние так называемого «человеческого фактора».

При камеральной проверке инспектора прежде всего интересует «преемственность» отчетности; то есть насколько сведения представленной декларации сопоставимы с показателями за прошлые налоговые периоды и с данными по другим налогам.

Кроме того, проверяющий проводит «перекрестное» сопоставление отчетных данных cо всем комплексом имеющейся у него информации о фирме независимо от источников ее получения. Так, активно используются в работе различные электронные базы данных, которые позволяют оперативно получать интересующую информацию по многим вопросам. Например, по зарегистрированным счетам-фактурам экспортеров, фирмам-однодневкам, недействительным ИНН, недействительным паспортам, данным экспортных и импортных таможенных деклараций, суммам задолженности по налогам и др. Данные о деятельности налогоплательщиков проверяющие черпают даже из публикаций в СМИ и сети Интернет.

В рамках камеральных проверок контролеры ежегодно сопоставляют динамику показателей отчетности организации со средними статистическими данными по аналогичным компаниям, работающим в этой же отрасли (по крупнейшим и основным налогоплательщикам такое сопоставление производится ежеквартально).

Учитывая действующую методологию камеральных проверок, компаниям стоит вдумчиво составлять периодическую отчетность, соблюдая ее преемственность. Кроме того, лучше не распространять информацию относительно используемых схем налоговой оптимизации.

Механизм налогового расследования

Наиболее эффективным средством борьбы с уклонением от уплаты налогов были и остаются встречные проверки партнеров. Наряду с ними инспекторы зачастую осматривают и обследуют территории и помещения, опрашивают должностных лиц и конкретных работников этих организаций и иных лиц, располагающих сведениями о сомнительной сделке.

В качестве примера, ярко демонстрирующего эффективность встречных проверок, можно привести ситуацию, связанную с использованием «игрушечной» льготы по НДС.

Стоит пояснить, что механизм «игрушечной» схемы основан на передаче давальческого сырья для производства игрушек. Организация-давалец приобретает сырье и передает его предприятиям, оказывающим услуги по изготовлению товаров детского ассортимента (мягкие игрушки, швейные и трикотажные изделия, школьные тетради, детские кровати, обувь и пр.). Готовые товары фирма-давалец продает покупателям. Напомним, что при реализации детских товаров ставка НДС - 10 процентов (подп.2 п.2 ст.164 НК РФ).

При этом изначально стоимость сырья высокая и, следовательно, суммы «входного» НДС также значительны. Стоимость услуг за переработку сырья, облагаемая по ставке НДС  18 процентов, минимальна. Также мала и наценка при реализации готовой продукции со ставкой НДС 10 процентов. Данное обстоятельство приводит к тому, что сумма «входного» НДС по сырью и услугам, предъявленная организацией-давальцем к вычету, значительно превышает сумму НДС от реализации готовой продукции.

В 2003 году сотрудники налоговых органов провели встречную проверку завода - изготовителя ООО “Сервис Групп XXI век”. В результате было установлено, что здание, в котором якобы расположен завод, фактически - фруктохранилище. Помещение освещено всего одной лампой, в нем отсутствуют окна, централизованное тепло- и водоснабжение, канализация, нет никакого оборудования, отсутствуют следы производства игрушек (готовые изделия, запасы сырья, отходы).

Представители арендатора сказали, что в данном здании какие-либо товары никогда не изготавливались. Кроме того, инспекторами было установлено, что сырье и готовую продукцию в реальности никуда не перевозили. При этом из представленных проверяемой фирмой документов следовало, что территориально поставщики сырья, завод-изготовитель и покупатели игрушек находятся в разных регионах России.

Также инспекторы установили, что реальных расчетов между участниками схемы не было. Платежи были осуществлены в течение одного банковского дня через счета, открытые в одном банке, по замкнутому циклу.

Все установленные факты позволили проверяющим и арбитражному суду сделать вывод о недобросовестности налогоплательщика и отказать ему в возмещении НДС (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2004г. по делу №А40-34815/03-128-278). В последствии материалы налоговой проверки были положены в основу уголовного дела.

Советы специалистов

В заключение отметим, что фискальные органы в качестве приоритетного направления в своей деятельности выбрали повышение эффективности налоговых проверок за счет превращения их в расследование.

Это требует немедленной адекватной реакции налогоплательщиков, принятия превентивных мер и применения более интеллектуальных схем налогового планирования вместо используемых ныне, более грамотного оформления договорной и налоговой документации. При этом нельзя забывать о том, что любой документ должен подтверждаться реальными фактическими обстоятельствами.

Использование же фирм-однодневок, списание на себестоимость «липовых» расходов, применение завышенных цен и т.д. стоит не только более тщательно продумывать, но и существенно ограничить. В противном случае решение сиюминутных проблем с НДС и налогом на прибыль после ближайшей налоговой проверки может обернуться огромными недоимками, пенями и штрафами.

Ведущий специалист по налогообложению
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Вадим Ягудин

Наверх
Афоризмы

Ф.ШиллерМерилом справедливости не может быть большинство голосов.

Ф. Шиллер

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»