Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Об особенностях зачета излишне уплаченных налогов


Главная » Информация » Публикации за 2003 год » Об особенностях зачета излишне уплаченных налогов

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат излишне уплаченных или взысканных налогов. Порядок зачета излишне уплаченного налога определен в ст. 78 НК РФ, согласно которой сумма излишне уплаченного налога (переплаты) подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, пеней, погашения недоимки.

Общий порядок зачета излишне уплаченных налогов достаточно прост и выглядит так:

1. налогоплательщик подает в налоговый орган письменное заявление с просьбой о зачете переплаты по конкретному налогу в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки, пеней (п. 4 ст. 78 НК РФ);

2. налоговый орган рассматривает заявление налогоплательщика и в течение 5 дней выносит по нему решение о зачете суммы излишне уплаченного налога или об отказе в зачете (такой отказ должен быть мотивирован налоговым органом);

3. о проведенном зачете излишне уплаченного налога налоговый орган информирует налогоплательщика не позднее двух недель с даты подачи заявления о зачете (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Вместе с тем, существует ряд практических особенностей порядка зачета излишне уплаченных налогов. Выделим основные из них:

1. налогоплательщик подает письменное заявление о зачете излишне уплаченного налога. Однако форма этого заявления законодательно не установлена. В связи с этим рекомендуем в обязательном порядке указывать в заявлении о зачете излишне уплаченного налога следующие данные:

- период и основание возникновения переплаты по конкретному налогу с приложением копий подтверждающих документов (копии платежных поручений и других расчетно-платежных документов);

- сумма зачета;

- налог, в счет предстоящей уплаты которого (недоимки, пеней) происходит зачет;

2. зачет излишне уплаченного налога возможен только в рамках одного бюджета (внебюджетного фонда) (п. 4, 5 ст. 78 НК РФ). Это подтверждается и письмом МНС РФ от 01.08.02 г. N БГ-6-05/1150 "О направлении излишне уплаченных сумм налога на исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и погашение недоимки". Фактически это означает, что если налогоплательщик имеет переплату по какому-либо налогу в один бюджет и недоимку или пени в другой бюджет, то зачет этой переплаты в счет недоимки или пеней невозможен.

На практике возможен следующий выход из данной ситуации для погашения недоимки или пеней - осуществляется возврат излишне уплаченного налога на расчетный счет налогоплательщика в порядке, регламентированном ст. 78 НК РФ, и погашается недоимка или пени с расчетного счета налогоплательщика путем уплаты их суммы в бюджет.

3. зачет излишне уплаченной суммы налога производится в российских рублях (п. 10 ст. 78 НК РФ). Если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету в российских рублях по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога;

4. пени с излишне уплаченного налога в пользу налогоплательщика не начисляются (ст. 78 НК РФ);

5. налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее 1 месяца со дня обнаружения такого факта (п. 3 ст. 78 НК РФ). В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов.

К сожалению, на практике эта норма не соблюдается с одной стороны потому, что за ее нарушение нет конкретных мер ответственности, сложно доказать факт сокрытия установления переплаты, а с другой стороны, потому, что наличие переплаты в бюджет, то есть фактически беспроцентное кредитование бюджета, выгодно государству и налоговым органам в частности и негласно поощряется.

ВНИМАНИЕ: ИМНС не вправе отказать в зачете со ссылкой на несоблюдение налогоплательщиком требований п. 1 ст. 81 НК РФ в части непредставления им в ИМНС измененной (уточненной) налоговой декларации.

Как следует из толкования п. 1 ст. 81 НК РФ, обязанность налогоплательщика внести необходимые дополнения и изменения в ранее поданную налоговую декларацию предусмотрена только в случае обнаружения им неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приведших к занижению суммы налога, подлежащего уплате. В данном случае недоплата налога отсутствует, напротив, произошла его переплата в бюджет. Других требований для проведения зачета, кроме указанных в ст. 78 НК РФ нет.

Ардашев Владимир

Наверх
Афоризмы

Мишель де Монтень, французский философ-гуманистКто ниспровергает законы, тот грозит самым добропорядочным людям бичом и веревкой.

М. Монтень

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»