Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Возврат НДС при экспорте товаров настоящее и будущее


Главная » Информация » Публикации за 2002 год » Возврат НДС при экспорте товаров настоящее и будущее

Возмещение НДС при экспорте товаров, пожалуй, одна из самых актуальных проблем, волнующих участников ВЭД. Многие знают и активно используют так называемые «серые» схемы зачета НДС, базирующиеся на использовании фирм-однодневок. В масштабе страны суммы возмещения НДС из бюджета исчисляются десятками миллиардов рублей в месяц.

Это заставляет государство всерьез задуматься о прекращении такой порочной, но формально легальной практике зачета НДС с помощью фирм-однодневок. Вопрос о возврате НДС в этом году из обыденного перерос в стратегический, так как утечка из бюджета колоссальных сумм создает реальную угрозу экономической безопасности России. Попытаемся определить, каковы же перспективы противостояния частных (предпринимателей) и публичных (государственных) интересов в этом деле.

Тема возврата НДС получила новое звучание пару-тройку лет назад, когда, найдя лазейку в законодательстве, "предприниматели" расширили ее до размеров дыры, через которую из федерального бюджета выкачиваются миллиарды. Уже сегодня в ряде субъектов РФ из бюджета предпринимателям возвращается денежных средств больше, чем территория перечисляет налогов в бюджет.

Схема получения средств предельно проста. В соответствии с законодательством при экспорте товаров не происходит начисление и уплата НДС. При этом экспортер имеет право получить возмещение тех сумм налога, которые были им уплачены при приобретении товаров, сырья или комплектующих у продавца или производителя. Одной из особенностей схемы является то, что законодательно не установлена обязательность перечисления продавцом или производителем полученной суммы НДС в бюджет как одного из условий для возврата этой суммы экспортеру.

Используя схемы возвратов предприниматели устраивают длинные цепочки подставных посреднических фирм "однодневок". Создаются они исключительно с целью проведения нескольких операций по перепродаже товаров на внутреннем рынке, с тем чтобы нельзя было найти начальный пункт движения товаров и конечный пункт получения денежных средств. Существуют "однодневки" не более 3-6 месяцев, и когда приходит пора сдавать квартальный отчет, они тихо "умирают". Схемы возврата НДС предельно просты, рассмотрим основные из них.

Ложный экспорт

Несколько лет назад по стране прокатилась волна скандалов, связанных с ложным экспортом, в которых оказались замешаны и крупные российские предприятия-экспортеры. Товар оформлялся на экспорт, но для возврата НДС налоговым органам предъявлялись фиктивные документы о вывозе товара или документы были настоящими, только товар фактически таможенную границу не пересекал. НДС возмещался экспортеру, а товар пускался в реализацию в соседней области и его следы быстро терялись.

Еще большую криминализацию схема получила, когда в ней стали участвовать сотрудники таможенных органов. Например, товар на самом деле отправлялся на экспорт, но затем таможенники меняли на него документы и товар становился более дорогим. Когда через некоторое время экспортер или налоговый орган обращался в таможню за подтверждением факта вывоза, то другой сотрудник таможни, ничего не подозревающий о подмене документов, с чистым сердцем такой вывоз официально подтверждал.

Завышение таможенной стоимости

Основу таможенной стоимости составляет стоимость самого товара. Таким образом, чем она выше, тем большую сумму составляет НДС, подлежащий возмещению. Например, фирма А покупает у фирмы Б партию товара за 10 рублей. Пропустив через пару посредников, стоимость данной партии увеличивается до 10 тысяч рублей и продается за рубеж. Реальных расчетов между посредниками и уплаты налогов в бюджет не производится, а государству предъявляются документы на возврат 2 тысяч рублей, которые экспортер товара и получает.

Таким образом, махинации с возмещением НДС происходят главным образом не при экспорте, а при перепродаже товара внутри страны несколькими посредниками. Чтобы помешать этому, налоговики должны доказать в суде, что прибор куплен у поставщика, который скрылся, не заплатив никаких налогов, и что компания вступила с ним в преступный сговор. Сделать это непросто, особенно за те 3 месяца, в течение которых налоговики по закону обязаны возместить НДС.

Следует напомнить, что одним из условий возмещения НДС является поступление на счет экспортера валютной выручки. Варианты решения этой "проблемы" также просты. Начиная от "липовых" банковских документов о поступлении валютной выручки до расчетов в рублях на территории России или через банки государств, работающих с рублями. Второй вариант более простой, так как не надо думать о том, чтобы делиться с государством 75 (а с недавнего времени 50) процентами своих валютных доходов.

Экспорт интеллектуальной собственности

В соответствии с действующим таможенным законодательством при перемещении через границу декларируются только товары, а таможенное оформление экспорта работ и услуг не предусмотрено.

С этой целью заключается договор на оказание услуг (маркетинговых, юридических, информационных и т.д.). Допустим, заключен маркетинговый договор на изучение рынка Уральского региона. Результаты "исследования" записываются на магнитный диск, который вывозится за границу и при этом добросовестно декларируется на таможне. Стоимость такого диска 100 001 доллар США, из которых 1 доллар - цена одной дискеты и 100 тысяч долларов - "продукта умственного труда".

На таможне фактически фиксируется вывоз одного магнитного носителя информации с записью, что и подтверждается налоговой службе. А 20 тыс. долларов США, якобы уплаченных в качестве НДС, приходится возвращать "исследовательскому центру"...

Есть и другие схемы выкачивания денег из кармана государства. Однако существовали они не всегда или масштабы оттока средств из бюджета были не столь катастрофичны. Так, до 1 января 1996 года Закон о НДС содержал положение, в соответствии с которым претендовать на возврат НДС могло только непосредственно предприятие - изготовитель экспортируемых товаров. Затем в Закон было внесено дополнение, позволяющее заявлять возвратный НДС не только производителю, но и посреднику-перекупщику любой очереди. От НДС стали освобождаться "экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные..." (ФЗ от 01.04.96 № 25-ФЗ.

Каковы перспективы или что ожидать от государства?

ГТК РФ частичное решение существующей проблемы видит в возврате к ранее существовавшим формулировкам Закона о НДС, которые необходимо, по мнению ГТК РФ, воспроизвести в главе 21 НК РФ. Более того, с целью борьбы с «серыми» схемами зачета НДС предлагается наделить правом обращаться за возвратом НДС при экспорте только производителя-экспортера. Надо отметить, что это правило сегодня распространяется только на подакцизные товары (п. 1 ст. 184 НК).

Высказываются и иные предложения: на возврат может претендовать любой экспортер товаров при условии, что сумма НДС, ранее уплаченная поставщику или производителю, фактически поступила в бюджет. Обмен информацией при этом должен идти на уровне налоговых служб, что позволит уменьшить возможность фальсификации информации.

Минфин в свою очередь рекомендует использовать специальные счета для расчетов по НДС, полагая, что рано или поздно НДС, полученный от покупателя окажется в бюджете. Однако вряд ли это предложение имеет практическое значение. Кто может заставить промежуточную "однодневку" перечислить деньги в бюджет?!

Сегодня уже не только налоговые органы бьют тревогу и кричат об этой проблеме во весь голос. Для ее решения подключены усилия всех правоохранительных структур: налоговой полиции, таможни, прокуратуры, ФСБ и милиции.

Так, 6 сентября 2001 г. Федеральная служба налоговой полиции и МНС РФ подписали совместный приказ по технологии выявления и разработки фирм-однодневок. Об этом сообщил директор ФСНП Михаил Фрадков. В МНС РФ считают, что покончить с этим явлением можно, предусмотрев субсидиарную ответственность учредителей вплоть до уголовной ответственности за создаваемые ими фирмы.

Совсем недавно аудиторы Счетной палаты предложили правительству не возмещать НДС экспортерам нефти, газа и другой конкурентоспособной продукции.Хотя рекомендации Счетной палаты, вероятно, будут, как всегда, проигнорированы, интересен сам факт, что главный российский контрольный орган не видит, как еще можно прекратить махинации с НДС.

Счетная палата проверила, насколько обоснованно налог возвращался экспортерам с января 1999 г. по май 2001 г., и пришли к сенсационным выводам. Почти половина экспортеров пытается вернуть из бюджета больше, чем полагается. Например, в прошлом году МНС РФ проверило 6300 компаний и выяснило, что 2800 претендовали на возмещение налога необоснованно. Бюджет едва не потерял от этого 5,5 млрд. руб.

Судя по приводимым Счетной палатой примерам, экспортеры намеренно завышают контрактную цену своей продукции, чтобы вернуть больше налога. Аудиторы приходят к выводу, что бороться с этим практически невозможно. Если МНС отказывается возмещать налог, экспортеры подают в суд и выигрывают. Например, Управление МНС по Санкт-Петербургу отказалось возместить 9,2 млн руб. фирме "Гиацинт". Налоговики доказали, что все поставщики экспортера не платят налог. С точки зрения налоговиков ситуация ясная: компания создала посредников-однодневок именно для минимизации НДС. Ведь налоговое законодательство никак не связывает возмещение НДС покупателю товара с уплатой налога его поставщиками. Но арбитражный суд встал на сторону "Гиацинта".

Не зная что еще придумать, Счетная палата, радея об интересах государства, вынесла такую рекомендацию: "Для предотвращения потерь бюджета целесообразно ограничить сферу применения налоговой льготы в виде возмещения сумм НДС организациям-экспортерам за счет снятия ее с товаров традиционного российского экспорта, являющихся конкурентоспособными на мировом рынке и пользующихся спросом в результате того, что Россия в силу своих природных и географических факторов является монополистом в их добыче и производстве".

Руководитель инспекции оперативного и сводного контроля и анализа Счетной палаты Владимир Сычев объяснил, что если российские нефть или газ конкурентоспособны на мировом рынке, то 20% НДС не помешают их выгодно продать.

Получив отчет Счетной палаты, правительство направило его в МНС, Минфин и ГТК. Правда, судьбу предложений Счетной палаты можно предугадать. В частности, в Минфине, где хорошо знают проблемы возмещения НДС при экспорте, не видит в идее Счетной палаты никакого экономического смысла. К тому же ее невозможно воплотить в жизнь. Так, высказываются мнения, что все мигом превратятся в неконкурентоспособных и представят массу доказательств того, как высоки издержки производства.

Кстати, сами экспортеры называют идею аудиторов Счетной палаты "бредовой". Представитель одной из крупнейших нефтяных компаний заявил, что отмена льготы повлечет за собой сворачивание инвестиционных программ.

Налоговики же считают, что Счетная палата просто плохо разобралась в проблеме возмещения НДС. По словам руководителя отдела методологии налогообложения внешнеэкономической деятельности МНС РФ Ларисы Балашовой, завышать цены при экспорте невыгодно, поскольку налог можно возместить лишь после поступления на счет экспортера валютной выручки. "Если в результате завышения цен в страну приходит больше валюты, это большое благо. С выручки ведь нужно заплатить налоги", - говорит она.

Справедливости ради надо заметить, что идеи Счетной палаты об отказе от возмещения НДС экспортерам неожиданно подхватила налоговая полиция. А это уже серьезно: поправки в Налоговый кодекс, разработанные московским управлением ФСНП, написаны по президентскому поручению и проигнорировать инициативу полицейских будет невозможно.

ФСНП предлагает несколько иной вариант - относить суммы НДС, выплаченные поставщикам, на себестоимость продукции. Как пояснил представитель столичной налоговой полиции, идея возникла после того, как президент Владимир Путин на встрече с главой ФСНП Михаилом Фрадковым поручил тому сформулировать все имеющиеся у полицейских законодательные инициативы по предотвращению налоговых преступлений.

Президентское поручение было разослано в территориальные органы налоговой полиции. Перед московским управлением даже не стоял вопрос о том, с какими именно преступлениями бороться в первую очередь: конечно же, с необоснованным возвратом НДС. Сегодня размер возмещений из бюджета растет угрожающе быстро, и вскоре величина НДС, требуемого компаниями назад, может оказаться больше поступлений в казну от этого налога. Кстати, так уже случилось в прошлом году в Уфе. А Москва в 2000 г. собрала 53 млрд руб. и вернула около 45 млрд.

Налоговики не в состоянии предотвратить необоснованный возврат НДС. Для этого им надо проверить всю цепочку сделок между производителем и конечным экспортером на предмет уплаты налога поставщиками. И даже если полиция заводит уголовное дело на одного из поставщиков или на самого экспортера, этот факт не является основанием для отказа в возмещении ему НДС.

Если просто перестать возвращать экспортерам НДС, который они уплатили поставщикам, экспортеры будут вынуждены заплатить с этой суммы (которую они, естественно, включат в конечную цену) налог на прибыль. То есть один налог будет облагаться другим. Чтобы избежать такой ситуации, московское управление ФСНП и предлагает относить "входящий" НДС на себестоимость. Но это, по мысли полицейских, должно быть возможно лишь в том случае, если будет доказано, что все поставщики заплатили НДС в бюджет. Такую увязку ФСНП также предлагает включить в Налоговый кодекс.

По словам директора Департамента налогов и права известной московской аудиторской компании ФБК Сергея Пепеляева, если экспортер должен будет сам проверять налоговую честность своих поставщиков, ему придется нанимать штат экспертов-криминалистов. И даже если удастся отнести НДС на себестоимость, конкурентоспособность российского импорта непременно упадет. А если цены устанавливаются на бирже, как в случае с нефтью, газом, многими металлами, у экспортеров просто заметно снизится норма прибыли.

Представитель пресс-службы ОАО "Северсталь", одного из крупнейших российских экспортеров стали, заявил, что в компании не могут даже сразу подсчитать, каковы будут потери компании, если правительство согласится с предложением ФСНП: "Это приведет к колоссальному оттоку оборотных средств. А доказать, что несколько тысяч наших поставщиков заплатили НДС в бюджет, нам будет крайне трудно".

Впрочем, надо сказать, что нынешнее правительство в целом не склонно к закручиванию налоговых гаек. Не находит поддержки даже более мягкая идея МНС о наделении налоговиков правом проводить проверки всех поставщиков экспортера и не возмещать НДС, если хотя бы у кого-нибудь из них будут обнаружены нарушения. Глава отдела косвенных налогов Минфина РФ Наталья Комова высказала мнение, что сомневается в успехе нового начинания ФСНП.

Эксперты считают, что в очередной раз заставлять честных налогоплательщиков страдать за всех и не нужно. Проблему необоснованного возврата НДС можно было бы решить, установив уголовную ответственность для менеджеров, которые незаконно пытаются получить деньги из бюджета. Такая практика существует в Китае и некоторых европейских странах.

ВЫВОДЫ:

На данный момент законодательство, регламентирующее методы борьбы с «серыми» схемами возмещения (зачета) НДМ «беззубое», что позволяет пока без особо тяжких последствий (конечно, принимая серьезные меры предосторожности и конспирации) использовать фирмы-однодневки не только в целях минимизации налогообложения, но и в целях выкачивания денег из бюджета.

В настоящее время проблемой НДС озабочены лишь одни силовики, а законодатели пребывают в безмятежности. Почему? На этот вопрос даже само государство не может дать внятный ответ. Думается, что этому способствует сильное лоббирование «нужных» законов со стороны крупнейших экспортеров, в частности, предприятий топливно-энергетического комплекса.

Таким образом, сегодня имеются все возможности для реализации возможностей, предоставленных НК РФ экспортерам по возмещению (зачету, возврату) НДС. Конечно, на местах налоговая инспекция использует всяческие придирки и уловки с тем, чтобы не выполнять лежащую на ней обязанность. Правда, в большинстве случаев и сами экспортеры допускают оплошность и не могут в установленном порядке обосновать факт реального экспорта товара.

Поэтому экспортерам следует обращать особое внимание на соблюдение процедур возврата НДС, установленных НК РФ. Надо быть готовым к «битве» с налоговиками и заранее готовить аргументы в свою в свою защиту. В случае, если разговор с представителями «родной» налоговой инспекции не получается, то обязательно следует идти дальше: в областную инспекцию (она часто, видя для себя бесперспективность спора в суде удовлетворяет жалобы налогоплательщиков), а если не получается и там, то в арбитражный суд. Судебная практика сегодня как нельзя лучше складывается в пользу налогоплательщика.

Ардашев Владимир

Наверх
Афоризмы

СенекаЗакон должен быть краток, чтобы его легко могли запомнить и люди несведущие.

Сенека

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»