Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Доклад Хвощинского А.В.



Хвощинский Александр Валерьевич,
научный директор АНО «Правовая экспертная инициатива «ЛигалСтадис.РУ» (г.Москва)

«Состояние и тенденции развития российского рынка юридических услуг.
Рецепция методов управления и опыта иностранных юридических фирм».

Тезисы доклада

I. Конкуренция

Основные группы, формирующие конкурентные предложения по отношению к деятельности специализированных российских организаций, оказывающих профессиональные юридические услуги:

1. Неюристы. Неюридический консалтинг, аудиторские и бухгалтерские услуги, иные непрофильные юридические услуги, совмещенные с предложениями по процедурам с юридическими последствиями (различные виды регистраций, получение лицензий и иных разрешений, ведение простейших административных и судебных споров).

Факторы риска: девальвация юридической услуги; отсутствие понимания ценности квалифицированной юридической консультации; неспособность или нежелание юридических фирм создавать и поддерживать конкурентные продукты.

2. Сами клиенты – усилиями «внутренних» юристов и иных специализированных подразделений.
Факторы риска: отсутствие общепринятой культуры обращения к услугам внешнего консультанта; отсутствие нацеленности юридических фирм на удовлетворенность клиента в области, где такое обращение было бы уместно и целесообразно; недостаточно внимательная и продуманная гонорарная политика юридических фирм.

3. Иностранные юридические фирмы (в первую очередь, в области юридических услуг для крупного бизнеса).
Факторы риска: великолепно поставленная работа по client care (управлению заказами в рамках системе заботы о клиенте), управлению персоналом и управлению прибыльностью; существенная капитализация брэнда; нацеленность на крупный бизнес – как международный, так и российский; амбиция по завоеванию до 70% общего объема рынка юридических услуг в России.
Самая главная проблема: они консультируют уже по российскому праву и не только иностранные компании, т.е занимают традиционный рынок российских фирм.
Как результат – российские фирмы задумываются о рынке СНГ и развивающемся рынке юридических услуг вне центральных регионов России.

II. Со стороны спроса

1. Усиление спроса на право и на юридические услуги.
Факторы риска: осознание ценности квалифицированной юридической помощи, направленной на удовлетворение клиентов; отсутствие стандартов юридических услуг в рамках регулируемой корпорации; размывание операторов рынка юридических услуг; гонорарная политика, не соответствующая ожиданиям клиентов (например, возмещение гонорара представителя в порядке распределения судебных издержек); множественность востребованных услуг юридического плана вне правового поля.

2. Возрастающая «сложность» клиентов и их потребностей. Потребность в оказании услуг, нацеленных на определенную целевую группу.
Факторы риска: укрупнение бизнеса и движение в регионы не влечет за собой адекватную адоптацию предложений российских юридических фирм (региональная диверсификация; дефицит сетевых межрегиональных предложений; ожидания однородных стандартов в различных регионах); для среднего бизнеса – дефицит предложений, построенных по принципам отраслевой или строго территориальной специализации при соответствующей гонорарной политике.

III. Со стороны предложения: перспективы развития

1. Три сегмента рынка (пирамиды) юридических услуг: услуги с высокой ценностью – как вершина пирамиды; услуги с низкой ценностью – основа пирамиды; услуги со «средней» ценностью – центральная площадка развития.

2. Две основные тенденции – растущая «сложность» клиентов и реструктуризация (переосмысление) юридических фирм – ставят вопрос о новых стратегических решениях для обеспечения конкурентоспособности.

  • Тенденция для «классических» фирм – отход от «чистой» структуры, построенной по практикам, в пользу синергии практик и отделов, построенных с ориентацией на бизнес клиентов
  • Перестройка внутренних процессов (включая гонорарную политику) под «удобство» клиента

3. Небольшие и средние юридические фирмы (до 20-30 профильных сотрудников) могут искать решения для своего стратегического развития в нескольких формах:

  • укрупнение посредством слияния или поглощения с иными региональными фирмами, либо посредством создания межрегиональных фирм; это потребует существенной модернизации механизмов управления практиками и территориально обособленными офисами (разработка и внедрение единых стандартов client care, документооборота, управления персоналом и т.д.)
  • развитие через профильную специализацию (территориальную – с предложением аналогичных услуг в других регионах; отраслевую (как бизнес-отраслевую, так и с точки зрения отрасли права) – с целенаправленной кристаллизацией специального профиля фирмы; в последнем случае особое внимание – продуманной маркетинговой и гонорарной политике)
  • развитие горизонтальных межрегиональных сетей без слияния или поглощения, что также потребует сближения стандартов client care, документооборота, управление персоналом.

4. Вопрос экспансии быстроразвивающихся иностранных (международных) юридических фирм (консультирующих по российскому праву). В противовес этому должно быть заявлено развитие и обеспечение высоких единообразных стандартов оказания юридических услуг российскими фирмами:

  • Обеспечение качества исполнения посредством внедрения оптимальных систем найма, обучения, оценки и продвижения персонала
  • Повышение эффективности работы (развитие специальных и общих профессиональных навыков наряду с развитием знаний)
  • Усиление значения саморегулируемых организаций, определяющих свои задачи как продвижение и обеспечение высоких стандартов юридических услуг (особое внимание: адвокатское сообщество; саморегулируемые неадвокатские объединения – в отсутствие единства профессии). NB: «самоочищение рядов»!
  • Модернизация практики посредством внедрения протоколов client care, инструментов управления временем и управления поручениями, продуманной гонорарной политики
  • Поиск «общего языка» юридической практики в условиях формирующейся юридической профессии в России.
Наверх
Афоризмы

Ф. БродельКак огня остерегайтесь лгать, за исключением того, что касается налогов, где это позволительно, ибо тогда ты совершаешь сие не ради того, чтобы присвоить чужое добро, но дабы воспрепятствовать тому, чтобы забрали неподобающим образом твое.

Ф. Бродель. Из книги «Материальная цивилизация, экономика и капитализмXV-XVII вв.»

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»