Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Доклад Еремеевой Т.В.



Еремеева Татьяна Викторовна,
генеральный директор ООО Финансово-правовая группа «ПокровЪ» (Челябинск)

Анализ рынка юридических услуг в г. Челябинске: наблюдения, специфика, тенденции

тезисы доклада

Одной из основных особенностей и проблем рынка юридических услуг является его информационная закрытость (нет ни одного рейтинга, который отражал бы состояние данного рынка), высокая доля и преобладание теневых контрактов. Многие аналитики этого рынка отмечают, что сколько-нибудь систематизированные данные о российском рынке юридических услуг отсутствуют, его объем пока не оценен, и о его емкости  можно пока судить лишь по косвенным данным. Никто не может назвать точное количество денег, которые сейчас обращаются в секторе юридических услуг. Рынок остается полупрозрачным. Основная причина сложившейся ситуации в том, что в России гонорары юристам определяются исключительно на основе договоренности сторон. Часто используется бонусная система, когда доход юриста устанавливается в процентном отношении от выигранной суммы. Клиенты юридических компаний далеко не всегда горят желанием открыто говорить о своих реальных доходах. И сами крупные компании о своих прибылях предпочитают не распространяться.
В то же время рынок находится на стадии роста, что подтверждается как отмечаемым многими повышением спроса на юридические услуги, так и ростом оборотов многих юридических компаний. Это приводит к обострению конкуренции, а для региональных рынков – потенциальных угроз со стороны московских и зарубежных компаний.

Стоимость высококачественных юридических услуг имеет тенденцию к постепенному повышению. В первую очередь это касается достаточно крупных компаний, оказывающих широкий спектр услуг. По оценкам некоторых экспертов, за 2005 год стоимость хорошего юриста на рынке выросла от 30 до 50%.

Что касается маленьких фирм и юристов-одиночек, то у них цены держатся приблизительно на одном уровне и склонны, скорее, к понижению. Число таких фирм очень велико, они предоставляют типовые, стандартные услуги, и именно в этой сфере наблюдается наиболее жесткая конкуренция. Юридическим компаниям становится тесно, и многие фирмы лопаются под натиском конкуренции. Из-за демпинга новичков игроки придерживаются минимальных тарифов на самые популярные услуги (например, по регистрации предприятий).

Аналитики выделяют следующие основные тенденции развития рынка:

1. Обострение конкуренции между субъектами рынка юридических услуг;
2. Усиление роли иностранных юридических фирм на рынке юридических услуг;
3. Появление российских юридических фирм-брендов;
4. Расширение спектра предлагаемых услуг и диверсификация видов деятельности.

Сегодня на рынке действует большое количество компаний совершенно разного уровня. В нашем регионе, по оценкам специалистов, крупных фирм со среднегодовой выручкой от 500 тыс. руб. в месяц в Екатеринбурге, например, не более 20, в Челябинске – не больше десятка. У каждой из них сложился свой круг клиентов, наработаны связи с крупными холдингами. Все еще нередки случаи, когда юридические услуги оказывают лица, даже не имеющие юридического образования.

Аналитики выделяют следующие факторы повышения конкурентоспособности юридической компании:

1. Повышение маркетинговой активности (создание бренда, выстраивание связей с общественностью).
Большинство экспертов сходятся во мнении, что на выбор клиентом юридической фирмы и установление доверительных отношений с ним влияет, прежде всего:

  • прозрачность фирмы; 
  • наличие высоких стандартов, корпоративной культуры, приверженность моральным ценностям и традициям;
  • безукоризненная работа на рынке, победы сотрудников фирмы;
  • прекрасные рекомендации.

Однако, чтобы донести такую информацию до потребителя, прямой рекламы сложных и наукоемких юридических услуг и собственно бренда компании недостаточно. Необходимо, прежде всего, грамотно выстраивать информационные связи с общественностью, демонстрируя свою миссию, ее социальную значимость для общества и практическую ценность для целевой аудитории. При этом необходимым минимумом в успешной конкурентной борьбе является наличие внешних атрибутов:

  • информативный сайт;
  • полнофункциональный офис;
  • наличие бренда; 
  • наличие социально-значимых проектов фирмы и т.д..

2. Расширение спектра предоставляемых услуг, диверсификация видов деятельности.
В силу того, что наиболее жесткая конкуренция наблюдается в сфере типовых услуг, одним из основных конкурентных преимуществ становится расширение спектра предлагаемых услуг и постоянное освоение новых видов деятельности. Клиенту выгоднее сотрудничать с юридической фирмой на постоянной основе, для чего она должна обеспечить не только регистрацию предприятия, а оказывать содействие при лицензировании, осуществлять правовое сопровождение бизнеса, представительство в арбитраже и судах общей юрисдикции, затем, возможно, постановку и ведение бухгалтерского учета, аудит, другие виды консалтинга. Т.е. речь уже идет не только о чисто юридических услугах. Нередко при юридической конторе открывается еще и агентство недвижимости или даже охранное предприятие. С целью достижения конкурентных преимуществ компании постепенно осваивают большой рынок консультационных услуг, куда, кроме юристов и аудиторов, входят рекрутеры, частично риэлтеры, специалисты по IT-технологиям и различные консультанты по маркетингу и менеджменту.
Компания существенно повышает свою конкурентоспособность, если может полностью сопровождать финансово-хозяйственную деятельность предприятий-клиентов от создания до ликвидации. И конкурентная борьба в настоящее время уже идет не за бухгалтерское или юридическое сопровождение предприятия, а за клиента целиком.

3. Повышение качества предоставляемых услуг.
Сегодня важно не просто предоставить клиенту качественные услуги, но и сделать его общение с сотрудниками юридической фирмы приятным, удобным и комфортным. В силу неосязаемости услуг, крайне велика роль психологических и управленческих факторов - личное обаяние, талант, умение быстро найти суть проблемы, мастерство и предусмотрительность специалистов, которые мгновенно оцениваются взыскательным клиентом и являются залогом долгосрочного сотрудничества с ним.

4. Наличие в штате юридической фирмы адвокатов.
Адвокатские образования составляют реальную конкуренцию юридическим фирмам, обладая при этом существенным конкурентным преимуществом – правом ведения уголовных дел. Наличие в штате юридической фирмы адвокатов позволяет нивелировать это отличие, обеспечивать полное сопровождение финансово-хозяйственной деятельности существующих клиентов и привлекать новых.

5. Ориентация на малый и средний бизнес.
В настоящее время развитие малого и среднего бизнеса обеспечивает большую часть спроса на юридические услуги. В этой сфере постоянно появляются новые фирмы, многие из них в силу своей относительной молодости еще не имеют постоянного юридического консультанта, к тому же юристам играет на руку изменчивость законодательства. Крупные предприятий чаще всего имеют своих штатных юристов и обращаются за внешней помощью исключительно в сложных, нетипичных ситуациях, при этом большинство таких крупных и перспективных клиентов уже поделено между юридическими компаниями.

Наверх
Афоризмы

Георг Кристоф ЛихтенбергСледует признать, что этот человек прав, но не по тем законам, которым решили повиноваться во всем мире.

Георг Кристоф Лихтенберг,
немецкий писатель, ученый (1742-1799 гг.)

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»