Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Налоговые проверки: нужны кардинальные изменения Налогового кодекса


Главная » Информация » Публикации за 2005 год » Налоговые проверки: нужны кардинальные изменения Налогового кодекса

Существующие пробелы и противоречия НК РФ одинаково хороши для налогоплательщика и для налоговых органов. Первые с их помощью строят схемы оптимизации налогообложения, вторые грубо злоупотребляют своими правами, что наиболее болезненно для налогоплательщиков проявляется при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

На фоне тотальной борьбы с «недобросовестностью» механизм, методика и тактика проведения налоговых проверок требуют четкой и подробной правовой регламентации. Заявления представителей ФНС РФ о том, что каждая налоговая проверка должна приносить начисления в бюджет, вызывают у налогоплательщиков не просто беспокойство, а панику, особенно после показательной «казни» «ЮКОСа».

Административный произвол со стороны налоговых органов достиг таких масштабов, что уже само Правительство и Президент РФ всерьез заговорили о необходимости срочных поправок в главу 14 НК РФ «Налоговый контроль». Чтобы затушить пожар налоговых конфликтов Минфин РФ уже подготовил соответствующий законопроект и представил его на утверждение Президенту. Можно смело утверждать, что в 2005 году упорядочение налогового контроля с одновременной его оптимизацией состоится. Компромисс между бизнесом и властью в этом вопросе сводится в основном к следующему:

Во-первых, требуется строгая и подробная регламентация камеральной проверки как основной формы налогового контроля. Должен быть установлен закрытый перечень документов, истребуемых в ходе нее. В него войдут только регистры бухгалтерского и налогового учета. Срок их предоставления увеличат с 5 до 10 дней. Это, пожалуй, самая важная поправка, поскольку в настоящее время камеральная проверка фактически проводится по образу и подобию выездной. Отсутствие четких правил ее проведения позволяет налоговикам проверять налогоплательщика практически бесконечно, истребовать любые документы и без составления Акта проверки, рассмотрения возражений привлекать к ответственности.

Во-вторых, сами проверки должны быть строго ограничены по времени. Сейчас же налоговики искусственно увеличивают отведенный НК РФ основной двухмесячный срок путем элементарного приостановления проверки, так как согласно ст. 89 НК РФ в срок проверки засчитывается только время фактического нахождения налогового инспектора на территории налогоплательщика. Следует установить календарный принцип исчисления срока проверки. Только в исключительных случаях объективного свойства возможно увеличение срока на 1 месяц, например, при необходимости проверки большого количества филиалов, проведения экспертизы или встречной проверки. Кстати, сами встречные проверки требуют упорядочения.

В-третьих, планируется ликвидировать повторные ревизии. Проводить их фискалы смогут только по решению суда и только в случае, когда будет установлен сговор налогоплательщика и инспектора. Сейчас же вышестоящий орган по своему усмотрению может вслед за нижестоящим повторно проверить фактически любого налогоплательщика.

В-четвертых, увеличиваются сроки, отведенные налогоплательщикам на представление возражений на Акт налоговой проверки, и упорядочивается сама процедура привлечения налогоплательщика к ответственности.

В то же время Правительство готовит меры по повышению качества налоговых проверок. В частности, предлагается создать в налоговых органах спецподразделения, которые будут рассматривать жалобы налогоплательщиков, а также оценивать акты налоговых проверок. Если сумма требований будет больше определенной суммы, акт и возражения на него должны рассматриваться в вышестоящем подразделении. Это повысит объективность рассмотрения возражений и жалоб налогоплательщика.

Предлагается оптимизировать судебный порядок взыскания налоговых санкций. Сейчас налоговики вынуждены идти в суд даже для взыскания 100 руб. и при отсутствии возражений налогоплательщика. Разумно установить правило: штраф взыскивается в судебном порядке только в случае, когда налогоплательщик в течение 30 дней представит в инспекцию, вынесшую решение о взыскании налоговой санкции, свои возражения. Это существенно разгрузит арбитражные суды, которые уже не справляются с нарастающим потоком налоговых споров. При этом налогоплательщику должны быть предоставлены гарантии защиты его прав (четкий механизм вынесения решений, выставления требований, оспаривания, их сроки).

Таким образом, основная задача Правительства в налоговой сфере: выработка новой системы сдержек и противовесов, поскольку существовавший до недавнего времени хрупкий баланс публичных и частных интересов был нарушен. Избегая, по возможности, неоправданных запретов и ограничений, снижающих эффективность налогового контроля, государство должно отказаться от политики «выкручивания рук». К элементам такой политики сейчас можно отнести, например, аресты счетов лишь при наличии недоимки. Законный бизнес должен иметь “прожиточный минимум” налоговой безопасности, который бы гарантировал его финансовую устойчивость.

Нарушение механизма и сроков проверки и привлечения к ответственности должно автоматически влечь признание действий и решений налоговых органов незаконными. При этом обжалование решения о взыскании налога и пеней должно приостанавливать его исполнение, поскольку о бесспорном порядке можно говорить лишь при отсутствии спора. Кроме того, следует предусмотреть механизм реального возмещения убытков, причиненных налогоплательщикам, что должно умерить административный произвол.

И последнее. В связи с широким использованием в ходе правосудия оценочных категорий (недобросовестность, реальные и экономически оправданные затраты) и ростом влияния судов в экономике страны требуется повышение профессионального уровня судей и создание действительно независимой судебной системы. Необходимо усилить общественный контроль за деятельностью судов, обеспечить прозрачность их работы, в частности, публиковать все решения судов в Интернете.

Итак, вывод очевиден: нужны кардинальные изменения части первой НК РФ, которая в отличие от части второй с момента ее принятия (1998 г.) не претерпела существенных изменений и безнадежно отстала от жизни. К сожалению, это очень большая работа и, учитывая сложный законотворческий процесс, она может растянуться на годы. Предлагаемые же новации в сфере налогового контроля ждать не могут, и если бы они состоялись, бизнес мог бы вздохнуть с облегчением.

Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»,
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД
Ардашев Владимир

Наверх
Афоризмы

Ж.Д`АламберИстинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам.

Ж.Д'Аламбер

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»