Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Налоговые проверки: опыт Франции


Главная » Информация » Публикации за 2005 год » Налоговые проверки: опыт Франции

В преддверие новаций НК РФ в части регламентации налоговых проверок, о которых так много говорят в последнее время, очень интересно узнать, а как там у них, за границей. Как решаются проблемы, волнующие российских налогоплательщиков?! Настоящая статья посвящена оценке опыта Франции в решении столь актуальных для России вопросов.

Во Франции, также как и в России, несколько видов налоговых проверок. Например, камеральные очень схожи с нашими. Однако есть и такие, аналогов которым НК РФ не содержит. Например, так называемый диагностический обзор, который проводится в отношении малого бизнеса. Цель такой проверки - оценка рисков и достоверности данных в учетных документах налогоплательщика. Под риском понимается вероятность несоблюдения налогоплательщиком налогового законодательства. В России, кстати, тоже есть такой аналог в сфере таможенного контроля - система управления рисками (см. ст. 358 Таможенного кодекса РФ). Диагностические обзоры включают анализ учетных документов налогоплательщика. При этом особое внимание обращают на учет денежных потоков.

Весь диагностический обзор занимает, как правило, от 2 до 5 дней. Если инспектор решит, что степень риска недостаточна для назначения более доскональной проверки, процедура обзора завершается. Налогоплательщик, в отношении которого проводится диагностический обзор, в полном объеме пользуется правами, которые предусмотрены в случае выездной налоговой проверки. В частности, инспектор должен заблаговременно письменно уведомить налогоплательщика о своем посещении и о предполагаемом объеме проверки.

Единственный случай, когда французское законодательство допускает проверку документов налогоплательщика без уведомления: контроль счетов-фактур. Здесь инспектор вправе проверять все документы, сопровождающие сделку купли-продажи. Кроме того, он может расследовать все аспекты процедуры выставления налогоплательщиком счетов-фактур, затрагивая вопросы как формы, так и содержания сделки.

Порядок проведения выездных проверок во Франции значительно отличается от российского. Прологом к такой проверке является так называемое «наблюдение на месте». Суть его в том, что налоговый инспектор выезжает на территорию налогоплательщика без предварительного уведомления. При этом он ограничивается исключительно теми фактами, которые непосредственно наблюдает. Такие проверки часто применяются для выявления случаев использования нелегальной рабочей силы. Свои наблюдения инспектор включает в официальный отчет. Если результаты наблюдений покажут, что необходима, например, проверка учетных документов, инспектор должен известить об этом налогоплательщика. Процесс проверки состоит из 3 этапов: подготовка и планирование; исполнение и вынесение суждения; завершение.

Инспектор начинает проверку с изучения дела (досье) налогоплательщика. В деле обычно содержатся как постоянные данные, так и текущие. К постоянным относятся учредительные документы, отчеты о предыдущих налоговых проверках, заявления, отчеты об имущественном положении и компенсации убытков. В категорию текущих включаются документы, длительное хранение которых маловероятно. Например, налоговые декларации, выписки, корреспонденция.

Если речь идет о компании, которой владеют или которую контролируют несколько частных лиц, инспектор изучает материалы, касающиеся этих лиц. Дополнительно может быть получена информация из других налоговых инспекций и ведомств. В частности, данные о налоговых платежах (наличие задолженности) или налоговых спорах (жалобы или апелляции) и данные имущественного реестра.

На этом этапе проверки инспектор получает сведения о банковских счетах налогоплательщика - копии банковских выписок. Кроме того, он учитывает информацию более общего характера, такую как данные по тому сектору экономики, который представляет налогоплательщик. Ценность этой информации в том, что она позволяет сформировать представление о финансовых результатах деятельности аналогичных налогоплательщиков. Далее инспектор делает ряд аналитических обзоров. Результаты обзоров и проверок могут раскрыть те вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Выявляются риски, каждый из которых оценивается индивидуально.

Результатом подготовительных работ является план проверки. Его задача - оценка выявленных рисков. План проверки обсуждается с руководителем группы. В общий план, как правило, включают информацию о компании, виды налогов для проверки, данные по соответствующему сектору экономики, риски и план действий. При необходимости в него вносят изменения или уточнения. Затем налогоплательщику за 10 дней до планируемой даты начала проверки направляют письменное уведомление о предстоящей проверке.

В уведомлении указывают место и время начала проверки, период, охваченный проверкой, и перечень учетных документов, которые необходимо предоставить проверяющим, а также сообщают имя проверяющего налогового инспектора. Налогоплательщик вправе привлечь специалиста-консультанта. Кроме того, там должны быть указаны имена лиц, к которым налогоплательщик может обратиться в случае разногласий или затруднений в ходе проверки. При отсутствии в уведомлении данной информации результаты проверки теряют законную силу. К уведомлению о проверке прилагается специальный буклет о ее процедуре, особый акцент сделан на правах налогоплательщика.

Следующий шаг - предварительный визит инспектора к налогоплательщику. В течение нескольких дней инспектор занимается сбором информации о компании на ее территории. Особое внимание он уделяет следующим вопросам: 1) организационная структура налогоплательщика; 2) осуществляемые виды деятельности; сведения о поставщиках и покупателях; 3) организация учета и система внутреннего контроля. На этом этапе оговариваются все практические вопросы проверки, например, где может работать инспектор, куда он вправе заходить в ходе проверки, возможность вмешательства в процесс проверки независимого консультанта и т.д. Завершив сбор информации, инспектор, как правило, несколько дней работает в своем офисе, анализируя имеющуюся информацию, и при необходимости собирает дополнительную.

Этап собственно проведения проверки начинается с проверки данных налоговой декларации на их соответствие тем, что указаны в учетной документации налогоплательщика. Связующим звеном служат годовые бухгалтерские отчеты. Обычно любые расхождения в сумме прибыли, указанной в бухгалтерских отчетах и декларации, подлежат особому рассмотрению на более позднем этапе проверки. Этот вопрос регулируется специальными положениями налогового законодательства. На данном этапе проверки инспектор должен удостовериться, что весь процесс от занесения счетов в бухгалтерские книги до подготовки отчета о прибылях и убытках охвачен системой внутреннего контроля. Тогда же инспектор знакомится с информацией об аудиторских проверках.

Если инспектору потребуется объяснение по тем или иным вопросам, он должен подать налогоплательщику запрос в письменном виде. Это сложившееся правило, хотя оно нормативно не формализовано. Если документальная информация, полученная в ходе проверки, неубедительна, инспектор вправе самостоятельно собрать дополнительные сведения, опросив третьих лиц. Порядок проведения такого опроса регулируется законом. В течение всего периода проверки инспектор должен поддерживать регулярные контакты с руководителем группы. Последний с инспектором решает, по каким вопросам надо потребовать от налогоплательщика объяснений. Письмо за подписью руководителя группы со списком вопросов направляется налогоплательщику. У налогоплательщика есть 2 месяца, чтобы подготовить письменный ответ на запрос. Если ответ не поступил или сведения недостаточны, налоговый орган может в судебном порядке обязать налогоплательщика предоставить полную информацию по существенным вопросам. Срок для исполнения судебного запроса - 30 дней. Если же налогоплательщик не отвечает и по истечении этого срока, инспектор вправе дать самостоятельную оценку по соответствующим пунктам декларации.

По завершении проверки инспектор решает, какие поправки или доначисления надо внести в декларацию. Такие решения принимаются при обязательном участии руководителя группы. Затем налогоплательщику направляется письменное уведомление о результатах проверки, в котором сообщается, будут ли внесены в декларацию корректировки. Если будут, то в уведомлении указывают характер, объем и основания для корректировок, а также сумму налоговых платежей с учетом корректировки (включая штрафы). Если налогоплательщик не согласен с выводами инспектора, он имеет право подать дело на рассмотрение специальной комиссии. Такие комиссии по налоговым спорам существуют в каждом налоговом департаменте. В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик также может обратиться к вышестоящему руководителю того налогового органа, который проводил проверку. Если и это не помогло, налогоплательщик вправе подать в суд апелляцию.

Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»,
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД,
консультант по стратегическому планированию
Ардашев Владимир

Наверх
Афоризмы

Г. БогословМногих, творящих зло, оправдает их чин.

Г. Богослов

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»