Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Что и как можно проверять в ходе камеральной проверки?


Главная » Информация » Публикации за 2004 год » Что и как можно проверять в ходе камеральной проверки?

Проблема злоупотребления налоговыми органами своими правами в ходе проведения мероприятий налогового контроля в настоящее время является одной из самых острых. В числе таких злоупотреблений можно назвать типичную ситуацию, когда камеральная налоговая проверка фактически превращается в выездную, поскольку налоговая инспекция обязывает налогоплательщика предоставить ей первичные документы, объяснения и информацию по фактам, интересующим налоговый орган. Непредоставление грозит штрафом по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 50 руб. за каждый документ.

Налогоплательщики в таких ситуациях поступают каждый по-разному. Кто посмелее и посильнее корректно объяснит налоговикам, что не обязан нести в инспекцию всю свою бухгалтерию. Тот, кто не хочет лезть на рожон, предоставляет нужные сведения и документы. Это вопросы тактики и решать их надо исходя из обстоятельств конкретной ситуации.

Налоговики превратили камеральные проверки в сильное и крайне опасное с точки зрения административного произвола оружие против налогоплательщика, защиту от которого все чаще и чаще приходиться искать в суде. И очень радует тот факт, что суд встает на защиту налогоплательщика. Ярким примером этого является недавно появившееся в правовых базах Постановление ФАС Северо-западного округа от 01.07.04 г. по делу № А66-9798-03, которое очень основательно и убедительно раскрывает истинную сущность камеральной проверки.

Суть дела такова: налогоплательщик обжаловал в арбитраж решение ИМНС о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Суды первой и второй инстанции отказали налогоплательщику в удовлетворении его требований. Однако кассационная инстанция согласилась с доводами налогоплательщика о том, что действующим законодательством налоговому органу не предоставлено право запрашивать заверенные копии первичных бухгалтерских документов у налогоплательщика при отсутствии ошибок в предоставленной налоговой декларации и что истребование всех первичных документов в порядке ст. 93 НК РФ превращает камеральные проверки в выездные.

Суд дал следующую аргументацию своих выводов, которую рекомендуется использовать всем налогоплательщикам, которые вынуждены «отбиваться» от назойливых инспекторов:

1) согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ;

2) в п. 1 ст. 87 НК РФ предусмотрено проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Из норм ч. 1 и 2 ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;

3) В соответствии со ст. 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Налоговая база определяется налогоплательщиками, прежде всего, на основании регистров бухгалтерского, а в случаях, предусмотренных налоговым законодательством - налогового учета, а не первичных документов;

4) ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с ФЗ от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (подп. 4 п. 1);

5) системное толкование ст. 23 (подп. 4 п. 1), 54 и 88 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок;

6) камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, т.е. она является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять выездную проверку;

7) как указано в ч. 3 ст. 88 НК РФ, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Следовательно, если камеральной проверкой налоговых деклараций и документов, обязанность представления которых предусмотрена налоговым законодательством и законодательством о бухучете, не выявлено противоречий, правовых оснований для истребования первичных документов, исходя из понятия и сущности камеральной проверки и замены одной формы контроля другой не имеется;

8) истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные, только при этом налоговый инспектор лишен необходимости выходить на предприятие для проверки документов и находиться там в период проведения проверки. Такая подмена приводит к несоблюдению гарантий, установленных НК РФ, для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки, и, в первую очередь, запрета проведения повторной выездной проверки;

9) предоставленное налоговому органу в ч. 4 ст. 88 НК РФ, а также в ст. 93 НК РФ право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, с учетом анализа вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что это право ограничено видом проверки, в связи с чем налоговым органом могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах.

Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД
Ардашев Владимир

Наверх
Афоризмы

"И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня"

Пятикнижие Моисея. Левит, 27, строфа 30

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»