Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Любую налоговую проверку можно эффективно оспорить


Главная » Информация » Публикации за 2004 год » Любую налоговую проверку можно эффективно оспорить

Даже если все налоги платить вовремя и в полном объеме и всю бухгалтерскую документацию содержать в порядке, налоговые инспекторы все равно найдут к чему придраться и за что привлечь к ответственности. Но не-редко при проведении проверок и при вынесении решений инспекторы допускают ошибки и оплошности, которые позволяют внимательным налогоплательщикам отстоять свои права и избежать санкций. Рассмотрим на приме-рах из судебной практики какие же ошибки налоговиков (в т.ч. формальные) приводят к признанию результатов налоговых проверок незаконными?

Что можно проверить? ИМНС проводила выездную налоговую проверку хоккейного клуба, в ходе которой были затребованы бухгалтерские документы, подтверждающие расходование им денег. Так как они не были представлены, налоговый орган подал в суд иск с требованием об уплате штрафа за непредставление документов. Суд рассмотрел материалы дела и выяснил, что налоговая инспекция планировала проверить расходование целевых денежных средств. Так как у него таких полномочий нет, то суд в удовлетворении требования отказал. (Постановление ФАС МО от 05.01.04 N КА-А40/10390-03).

Кого? ИМНС решила проверить структурное подразделение федерального государственного предприятия - службу вневедомственной охраны. Все процедуры были соблюдены, его руководителю вручен акт о проведенной выездной проверке. При этом руководитель предприятия узнал о ней только в момент вручения требования об уплате налоговых санкций. Тут же был подан иск в арбитражный суд.

Хотя служба вневедомственной охраны и выполняла, по сути, все функции филиала, а ее руководитель был наделен соответствующими полномочиями, но филиалом предприятия она не являлась, так как в учредительных документах предприятия не было указано ее наличие в структуре организации. Налоговое законодательство не предусматривает проведение налоговой проверки структурных подразделений, поэтому решение налоговиков признано судом недействительным. (Постановление ФАС СЗО от 17.12.03 N А56-2656/03).

Как? ИМНС в ходе проверок имеют право осматривать помещения. Но лень-матушка иногда мешает им воспользоваться этим правом, что, надо признать, на руку налогоплательщику. Так, ИМНС подала иск в суд о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение порядка исчисления ЕНВД, а именно за неправильное определение площади торговых помещений на территории рынка. К такому выводу инспекция пришла на основании показаний его администратора. Суд отметил, что в ходе проверки следовало провести осмотр торговой площади. Так как этого сделано не было, то привлечь к ответственности на основании показаний администратора рынка предпринимателя нельзя. (Постановление ФАС ЗСО от 22.03.04 N Ф04/1407-108/А81-2004).

В другом случае осмотр и обследование были проведены и составлен протокол. Но провели их без понятых, что является нарушением законодательства. Так как протокол обследования торговых точек налогоплательщика не содержал подписи понятых, суд указал, что требования налогового органа являются незаконными. (Постановление ФАС ВВО от 09.06.03 N А79-6307/02-СК1-5532).

Какие документы могут требовать? Суд признал недействительным решение о привлечении к налоговой ответственности за непредставление по требованию ИМНС документов в ходе проверки. Направляя его, налоговый орган должен был четко указать, какие документы необходимы, их реквизиты, наименования, даты составления, причем все требуемые документы должны иметь непосредственное отношение к предмету налоговой проверки. Истребование "всех необходимых документов" неправомерно. (Постановление ФАС МО от 30.07.03 N КА-А40/5133-03).

Суды оправдывают непредставление документов налогоплательщиками в ходе проверок, если выполнить такие требования невозможно. Так, суд отказал в иске о привлечении организации к ответственности за непредставление документов в течение 5 дней. Отказ был основан на том, что собрать весь необходимый комплект по их организации, а также по 7 филиалам и 21 структурному подразделению, которые разбросаны по всей России, за 5 дней фактически невозможно. (Постановление ФАС ЗСО от 05.04.04 N Ф04/1761-329/А46-2004).

Содержание акта. В акте проверки должны быть указаны факты налоговых правонарушений, выводы, предложения по их устранению и ссылки на соответствующие статьи НК РФ. Казалось бы, на предпоследней стадии вынесения решения надо проявить максимум внимания, но налоговые органы допускают кучу нарушений. Например, решение о взыскании с плательщика недоимки по налогам, пеней и штрафов было отменено судом, поскольку в акте отсутствовали обстоятельства совершенного правонарушения и обоснование требований по уплате налога. (Постановление ФАС ВВО 01.03.04 N А79-5355/2003-СК1-5136).

Еще один акт налогового органа был признан судом недействительным, поскольку при его составлении не были указаны: вид налогового правонарушения, способ и обстоятельства его совершения, налоговый период, а также ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства. (Постановление ФАС ВСО от 10.12.03 N А69-894/03-8-Ф02-42).

Решение менять нельзя. Налоговый орган не наделен правом изменять ранее принятое им решение. Такое право есть только у вышестоящего органа. После проведения налоговой проверки и вынесения решения о привлечении плательщика к ответственности ИМНС показалось мало и она приняла решение "о внесении дополнений в ранее принятое решение".

Однако суд указал, что НК РФ не предусматривает возможности вынесения дополнительного решения к уже принятому или внесения в него изменений. Суд отметил, что действующим законодательством вновь открывшиеся обстоятельства в качестве основания для изменения решения налогового органа не предусмотрены. Поэтому взыскать по новому требованию налоговой инспекции ничего не удалось. (Постановление ФАС ЗСО от 05.04.04 N Ф04/1724-594/А27-2004).

Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»,
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД
Ардашев Владимир

Наверх
Афоризмы

Никола Себастьен ШамфорСудьи, начальник полиции и многие другие должностные лица, чья обязанность – блюсти закон, почти всегда видят людей в самом мрачном свете. Они полагают, что изучили общество, хотя знают только его подонков. Но разве можно судить о городе по сточным канавам, о доме – по нужнику? Такие чиновники обычно приводят мне на ум сторожей в колледже, которым отводят жилье вблизи отхожих мест и о которых вспоминают, лишь когда надо кого-нибудь высечь.

Никола Себастьен Шамфор, французский писатель (1741-1794 гг.)

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»