Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Административные штрафы. Пользуйтесь некомпетентностью налоговиков


Главная » Информация » Публикации за 2004 год » Административные штрафы. Пользуйтесь некомпетентностью налоговиков

Когда за совершенное нарушение вам грозит административная ответственность, это вовсе не значит, что вы обязаны заплатить штраф. Нередко некомпетентность налоговиков помогает избежать наказания.

Основным документом, подтверждающим совершение административного правонарушения, на основании которого и возбуждается дело, является протокол. Его содержание и порядок составления регламентируются ст. 28.2 КоАП РФ. Недостаточное знание рядовыми сотрудниками ИМНС содержания этой статьи, а также в целом всей главы 28 упомянутого кодекса достаточно часто приводит к отмене решений налоговиков в судах. Неправильно составленный протокол, будучи исходным документом для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, а также о наложении штрафа, может оказаться достаточной причиной для вашей победы в споре с инспекцией. Согласно ст. 211 АПК РФ, суд может полностью либо частично отменить или изменить то решение налоговиков, которое не соответствует закону.

Отправной точкой в перечислении возможных нарушений, допускаемых чиновниками, помимо пропуска допустимых сроков на составление документов, можно считать ошибки оформления протокола и порядка его составления. Нередки ситуации, когда в протоколе нет описания, как было совершено нарушение. Например, по итогам проверки инспектор не указывает место и время совершения административного нарушения. Казалось бы, этот момент не влияет на общую картину состава нарушения, но процессуальный порядок в данном случае нарушен, и суды обоснованно признают решения налоговиков недействительными (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 24.12.03 г. № Ф09-4396/03-АК).

Бывает, что сотрудники ИМНС "забывают" отметить факт нарушения, за который они привлекают к ответственности проверяемых. Так, в протоколе может отсутствовать указание на непринятие организацией тех или иных действий для соблюдения закона. При этом в дальнейшем налоговики не представляют доказательства совершения правонарушения и в суд и проигрывают его (см. дело ФАС Северо-Западного округа от 22.12.03 г. № А56-23182/03). К слову, доказательств может и не быть вовсе. Подобный протокол можно составить, сидя в кабинете, и не утруждать себя проверками. Если даже не брать во внимание незаконность таких документов, то очевидна ситуация, когда, следуя ст. 65 АПК РФ, в суде необходимо подтвердить выдвинутые обвинения исходя из каких-то доказательств. А если их нет, на что может рассчитывать налоговик, составляющий протокол? В большинстве случаев лишь на то, что дело до суда не дойдет и проверяемая организация уплатит штраф в добровольном порядке.

Другим примером допускаемых ошибок служит неправильная квалификация нарушений, то есть применение не той статьи к конкретной ситуации. Особенно распространены подобные ситуации, когда инспекторы штрафуют не по КоАП РФ, а по Налоговому кодексу. Примером может служить достаточно распространенная ошибка с привлечением организации как налогового агента к ответственности за непредставление декларации (например, по удержанному НДС) по ст. 119 НК РФ. Нормы этой статьи не предусматривают ответственности налоговых агентов, и обращаться в таком случае следовало к ст. 126 НК РФ. Неправомерность действий сотрудников налоговой инспекции налицо, что и подтверждалось впоследствии в суде (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.03 г. № А78-2508/03-С2-25/127- Ф02-4164/03-С1).

Несмотря на то, что протокол состоит порой всего из одного листа, допускать ошибки инспекторы умудряются даже в том случае, когда все вышеописанные положения соблюдены. Обратимся к заключительной части документа, где содержатся записи о разъяснении подписавшему лицу его прав и обязанностей, а также сами подписи. Так, подписанный с нарушениями протокол лишен доказательственной силы. Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола чиновник обязан дать разъяснения о правах и обязанностях лица, в отношении которого составляется документ, сделать об этом отметку, получить с него объяснения (если они есть) и вручить копию под расписку. Все эти положения можно соблюсти только в том случае, если в итоге протокол подписан законным представителем (ст. 25.4 КоАП РФ). На практике до суда порой доходят бумаги, подписанные либо не уполномоченным на то лицом со стороны проверяемой организации, либо вообще никем, в том числе и лицом, его составившим.

Естественно, перспектив у дел, построенных на основании таких "бракованных" протоколов, в судах нет (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.12.03 г. № А56-18874/03 и постановление ФАС Уральского округа от 27.02.04 г. № Ф09-651/04-АК). Но здесь важно учесть, что если законный представитель просто откажется подписать протокол, такая ситуация в суде не будет рассмотрена по аналогии с вышеописанными. Инспектор сделает отметку о том, что представитель подписать его отказался (см. п. 13 обзора судебной практики, подготовленного Минфином РФ: Письмо от 09.04.04 г. № 15-05-29/455).

Также следует следить за сроками составления протоколов. Зачастую налоговики, которые по разным причинам не могут оформить необходимые документы, немедленно после выявления нарушения выносят определение о проведении административного расследования, чтобы получить "отсрочку". Нередко такие определения не содержат мотивированного обоснования, равно как и из протокола впоследствии не следует, что инспекцией проводились какие-то действия, требующие дополнительного времени. В этом случае можно обратиться в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИМНС о привлечении к административной ответственности, поскольку чиновник нарушил статью 28.5 КоАП РФ.

Остановимся еще на одном нюансе процессуальных действий налоговиков. В некоторых инспекциях существует практика составления акта проверки выполнения того или иного закона. На основании этого документа представитель организации может быть приглашен в инспекцию для рассмотрения материалов проверки. Самое интересное, что составление подобного акта нормами административного кодекса не предусмотрено. Соответственно, строить свои доводы о нарушении закона на основании его положений (если нет протокола) налоговики не имеют права, что по логике и должен подтвердить суд (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.07.03 г. № А66-1479-03).

Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»,
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД
Ардашев Владимир

Наверх
Афоризмы

К.ГельвецийРеформу нравов следует начинать с реформы законов.

К. Гельвеций

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»