Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Резолюция Форума



РЕЗОЛЮЦИЯ
I Уральского профессионального налогового Форума
«Экономико-правовые последствия Определения КС РФ № 169-0 от 08.04.04 г.»
(г. Екатеринбург, 16 сентября 2004 г.)

Участники Форума, всесторонне обсудив выводы, изложенные в Определении Конституционного суда РФ № 169-О от 08.04.04 г., предпосылки его принятия, его экономико-правовые последствия, проанализировав правоприменительную практику налоговых органов и арбитражных судов России, пришли к следующим выводам:

1 Выводы Конституционного Суда РФ, изложенные в Определении № 169-О в части введения понятия «реальность затрат» как нового нормативного условия для вычета «входного НДС», являются ошибочными, противоречат ст. 57 Конституции РФ, нормам Налогового кодекса НК РФ, ГК РФ и нарушают преемственность с позиций, высказанных Конституционным Судом РФ ранее, в частности в Постановлениях № 3-П от 20.02.01 г., № 12-П от 14.07.03 г. и др. Кроме того, само Определение № 169-О содержит внутренние логические противоречия, не позволяющие правоприменителю адекватно уяснить правовую позицию Конституционного Суда РФ.

2 Истолкование Конституционным Судом РФ понятия фактических (реальных) затрат (расходов) имеет сугубо экономическую аргументацию, не основанную на нормах Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, и противоречит юридической конструкции и экономической сущности НДС. Выводы Конституционного Суда РФ не имеют системной взаимосвязи и нормативного единства со статьями 171 и 172 НК РФ, что означает придание данным статьям смысла, противоречащего аутентичному смыслу и цели названных законоположений, что недопустимо с точки зрения правовой логики.

3 Понятие «реальность затрат», введенное Конституционным Судом РФ, подменяет понятие «фактическая оплата», которое наряду с иными условиями, предусмотренными НК РФ, и порождает право на вычет входного «НДС». Таким образом, Конституционный Суд РФ создал новое, не предусмотренное НК РФ условие вычета «входного НДС» (норму права), превысив свои полномочия и нарушив тем самым принцип разделения компетенций между законодательной и судебной властью.

4 Учитывая процессуальную форму, в которой были изложены выводы Конституционного Суда РФ, отсутствие провозглашения выводов Конституционного Суда РФ в резолютивной части Определения № 169-О, отсутствие официальной публикации Определения, оно не может иметь общеобязательной юридической силы и непосредственно применяться на практике.

5 Выводы Конституционного Суда РФ относительно оплаты НДС заемными средствами не соответствуют полностью противоречат гражданско-правовой конструкции договора займа (ст. 807 ГК РФ), согласно которой денежные средства, полученные по договору займа, переходят в собственность заемщика. Дифференциация денежных средств (имущества) налогоплательщика на собственные и заемные, введенная Конституционным Судом РФ, является искусственной, и не соответствует нормам ГК РФ, НК РФ и существующим правилам бухгалтерского учета. Фактически устанавливается некий дополнительный налог с заемных (кредитных) средств, ограничивающий развитие в России кредитного рынка. Кроме того, учитывая практическую невозможность идентификации источника денежных средств, уплачиваемых продавцу товара, правила, установленные Конституционным Судом РФ, неисполнимы в принципе.

6 Выводы Конституционного Суда относительно оплаты НДС денежными средствами и имуществом, полученным организацией безвозмездно, в том числе от своих учредителей (акционеров), противоречат конституционным принципам о свободе предпринимательской деятельности, необоснованно и несоразмерно целям правового регулирования ограничивая права хозяйствующих субъектов. Отсутствует и экономическая логика в таких рассуждениях, поскольку вновь созданное юридическое лицо не может иметь никакого иного имущества, в том числе денежных средств кроме как полученных от учредителей в качестве вклада в уставный капитал или имущество организации. Именно это имущество и денежные средства являются первоначальным капиталом организации, необходимым для извлечения прибыли. Именно оно и является в конечном итоге одним из источников создания добавленной стоимости, часть которой отчуждается в виде НДС государству.

7 При оплате товара векселем третьего лица, собственным имуществом или имущественным правом, покупатель полностью погашает свои денежные обязательства перед продавцом, лишаясь своего имущества (актива) по той стоимости, по которой оно значится у него на учете (на балансе), независимо от того за какую цену оно было приобретено, пусть даже и вообще безвозмездно (ст. 167, 171, 172 НК РФ). Таким образом, участники Форума полностью поддерживают Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ А.Л. Кононова по Определению № 169-О.

8 НДС является органической частью платежа (транша), осуществляемого покупателем в пользу продавца. Таким образом, при оплате товара любым способом, предусмотренным ГК РФ, объективно (даже без выделения в платежных документах НДС отдельной строкой) уплачивается перечисляется и НДС. Несмотря на это, Конституционный Суд РФ делает вывод, лишенный всякой экономической логики: при оплате товара, например, заемными средствами собственно цена товара считается уплаченной оплаченной, а НДС - нет.

9 Выводы Конституционного Суда РФ, изложенные в Определении № 169-О, могут быть отнесены только исключительно к тем недобросовестным налогоплательщикам лицам, которые искусственно создают кредиторскую задолженность и имитируют ее оплату в целях уклонения от уплаты налогов и обогащения за счет бюджета (Определение Конституционного Суда РФ № 168-О от 08.04.04 г.). Именно такие ситуации, связанные с несоответствием правовой формы реальному экономическому содержанию хозяйственных операций, должны квалифицироваться как отсутствие фактических расходов (реальных затрат) по оплате товара, что соответствует сформировавшейся и устойчивой судебно-арбитражной практике. Однако, Конституционный Суд РФ ошибочно распространил свои выводы на всех налогоплательщиков без каких-либо исключений.

10 Определение Конституционного Суда РФ № 169-О вынуждает налогоплательщиков использовать дополнительные защитные меры и новые механизмы оплаты товаров исключительно с той лишь целью, чтобы избежать неблагоприятных последствий, вызванных ошибочными выводами Конституционного Суда РФ. Таким образом, выводы Конституционного Суда РФ, усугубляют неверие многих налогоплательщиков в справедливость конституционного судопроизводства и в возможность построения в России эффективной налоговой системы.

11 В результате введения Конституционным Судом РФ не предусмотренного НК РФ понятия «реальность затрат» расширяются возможности для административного произвола в налоговой сфере, что на практике уже повлекло массовые целевые налоговые проверки налогоплательщиков с репрессивным уклоном. Определение № 169-О дезориентирует и арбитражные суды, поскольку противоречит сложившейся устойчивой судебно-арбитражной практике применения ст. 171, 172 НК РФ.

12 Выводы Конституционного Суда РФ, изложенные в Определении № 169-О, автоматически ставят одних участников гражданского оборота в неравное положение с другими, чем нарушается принцип юридического равенства, частным проявлением которого является равенство налогового бремени для субъектов, находящихся в одинаковых экономических условиях. В результате наблюдается дисбаланс частных и публичных интересов, несоразмерное и ничем неоправданное ограничение конституционных прав значительной части субъектов предпринимательской деятельности. Определение № 169-О делает непредсказуемыми налоговые последствия реализации инвестиционных проектов, дестабилизирует гражданский оборот, наносит вред целостности правовой системы России и единообразному толкованию норм права.

13 Выводы Конституционного Суда РФ, изложенные в Определении № 169-О, в совокупности с рядом иных правовых позиций, высказанных Конституционным Судом РФ ранее, свидетельствуют о том, что Конституционный Суд РФ все чаще в качестве аргументов использует не нормы права, а доводы, основанные на экономической целесообразности, оперируя и вводя понятия, отсутствующие в российском и международном праве действующем законодательстве.

14 Выводы Конституционного Суда РФ, носящие концептуальный характер и кардинально изменяющие практику применения соответствующих норм права, а, следовательно, и выводы, изложенные в Определении № 169-О, не могут оформляться Конституционным Судом РФ Определениями, так как это противоречит принципам и целям конституционного судопроизводства.

15 Судебная ошибка, допущенная Конституционным Судом РФ, может быть окончательно устранена только путем внесения необходимых поправок в ст. 172 НК РФ, в частности, путем внесения в нее следующих формулировок: «в целях настоящей статьи под фактической уплатой поставщику сумм налога понимается осуществление налогоплательщиком расчетов с поставщиком товаров (работ, услуг) с использованием имущества, определяемого в соответствии с гражданским законодательством РФ и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве (находящемся на его балансе) независимо от времени и источника оплаты этого имущества». При этом действие данных норм с учетом п. 3 и п. 4 ст. 5 НК РФ необходимо распространить на отношения, возникшие с 1 января 2001 года.

16 В целях повышения эффективности Форума и донесения инициатив гражданского общества до законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации аргументы и предложения, изложенные в настоящей Резолюции, направить в Правительство РФ в форме открытого Обращения. Копию Обращения и Резолюции направить в Конституционный Суд РФ.

Наверх
Афоризмы

Владимир ПутинНалоговая система должна стать необременительной для бизнеса,  справедливой для всех экономических агентов, не должна позволять уклоняться от уплаты налогов, быть благоприятной для инвестирования и…  конкурентноспособной.

Из Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2004 году

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»