Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Форма и содержание внешнеэкономического контракта


Главная » Статьи » Брошюры и книги » Форма и содержание внешнеэкономического контракта

<< Вернуться к Содержанию

§5. Порядок заключения внешнеторгового контракта

Внешнеэкономический контракт может быть заключен путем:
• составления одного документа, подписанного сторонами;
• обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, телефаксами и т.п., подписанными стороной, которая их направляет.

В последнем случае процесс заключения контракта начинается с предложения вступить в контрактные правоотношения, которое называется офертой. Лицо, направляющее оферту, именуется оферентом. Согласие с предложением о заключении контракта (принятие предложения) называется акцептом, а лицо, от которого оно исходит, - акцептантом. Не всякое предложение, связанное с заключением контракта, считается офертой. Не признаются офертой различного рода прейскуранты, проспекты, тарифы, рекламные объявления. По нормам национального законодательства в оферте должны содержаться все существенные условия будущего контракта.

Закон связывает с принятием оферты лицом, которому она адресована, совершенно определенное правовое последствие, а именно признание контракта заключенным. Это правовое последствие может быть достигнуто только в том случае, если принимаемое предложение уже содержит те минимальные условия, которые признаются существенными по закону или необходимы для контрактов данного вида.

ГК РФ предусматривает, что существенными условиями договора поставки служат наименование и количество товара, а также срок поставки (ст. 455, 506). Такие условия, как цена и качество товара, по общему правилу, не являются существенными в силу закона. Таким образом, любая оферта должна включать в себя все существенные условия контракта и содержать окончательное решение оферента связать себя таким контрактом при условии принятия его предложения.

Согласно ст. 14 Венской конвенции 1980 г., предложение о заключении контракта будет рассматриваться в качестве оферты, если такое предложение является «достаточно определенным». Оно считается таковым, «если в нем обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена либо предусматривается порядок их определения».

В одном из дел, рассмотренных МКАС, ответчик утверждал о том, что между ним и истцом был заключен договор, в то время как истец отрицал это. Было установлено, что телекс ответчика содержал обозначение товара и его количество. Но в нем не были установлены ни цена на товар, ни порядок ее определения. Указание же телекса, что цены на этот товар будут согласованы за 10 дней до начала нового года, не может толковаться как означающее установление порядка определения цены, а является лишь выражением согласия на определение цены в будущем. По мнению МКАС, не применима в данном случае и ст. 55 Венской конвенции согласно которой "в тех случаях, когда договор был юридически действительным образом заключен, но в нем прямо или косвенно не устанавливается цена или не предусматривается порядок ее определения, считается, что стороны, при отсутствии какого-либо указания об ином, подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения договора обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли". Из взаимоотношений сторон следует, что они подразумевали необходимость достичь соглашения о цене в будущем. Поскольку цена впоследствии сторонами определена не была, МКАС признал договор незаключенным, соответственно, исключалась какая-либо ответственность по договору, в частности, требование о возмещении убытков, причиненных его неисполнением. Вместе с тем, уклонение стороны от согласования цены в установленные в ранее достигнутом соглашении сроки, если оно вызвало убытки, может послужить основанием для возложения на сторону ответственности за невыполнение обязанности, вытекающей из такого предложения.

Заключение контракта предполагает акцепт оферты. Вместе с тем акцепт юридически налицо лишь тогда, когда ответ о согласии с офертой не содержит отклонений от нее. В противном случае считается, что между контрагентами не достигнуто соглашение по всем затронутым в оферте вопросам. Если же контрагент сопровождает принятие оферты оговорками, такой ответ признается отклонением оферты и в то же время новой офертой.

По общему правилу акцепт вступает в силу в момент, когда согласие адресата оферты получено оферентом (п. 2 ст. 18 Конвенции). Однако, в силу оферты или в результате практики, которую стороны установили в своих взаимных отношениях, или обычая адресат оферты может, не извещая оферента, выразить согласие путем совершения какого-либо действия, в частности действия, относящегося к отправке товара или уплате цены, акцепт вступает в силу в момент совершения такого действия, при условии что согласие с офертой может быть выражено и путем совершения конкретных действий (отправка товара, уплате цены и т.д.). Акцепт в этих случаях вступает в силу в момент совершения такого действия (п. 3 ст. 18 Конвенции).

Аналогично Конвенции ГК РФ определяет возможные способы заключения договора, которые могут быть применены к внешнеэкономической сделке:

• составление одного документа (как правило, крупные и сложные контракты) (п. 2 ст. 434);
• обмен документами т.е. путем обмена предложением (офертой) и его подтверждением (акцептом) (в большинстве случаев) (п. 3 ст. 434);
• когда лицо в установленный для акцепта срок совершит действия по выполнению указанных в оферте условий (отгрузку, уплату) (п. 3 ст. 434).

Момент вступления акцепта в силу по Конвенции предопределяет и момент заключения внешнеэкономического контракта. Аналогичную позицию занимает ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 433 договор признается заключенным в момент получения лицом, направившем оферту, ее акцепта. Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту (ст. 444).

Следует иметь в виду, что момент вступления акцепта в силу по-разному регламентируется в гражданском и торговом праве зарубежных стран. Страны романо-германской системы права (Германия, Франция, Италия, Швейцария и т. д.) в т.ч. Россия, увязывают заключение контракта с получением акцепта оферентом. В англо-саксонской системе права, прежде всего, в Великобритании и США, принято считать, что контракт заключается в момент отправления акцепта. Поэтому, если к контракту подлежит применению Венская конвенция или, например, право Германии, то момент вступления акцепта в силу будет аналогичен тому, который закреплен в ГК РФ.

§ 6. Полномочия на заключение внешнеторгового контракта

Вступая в переговоры с зарубежными партнерами о заключении контракта, необходимо проверить правовой статус партнера (организационно-правовая форма, место регистрации юридического лица, объем правоспособности), а также его финансовое положение и коммерческую репутацию, полномочия его представителя (единоличного органа управления или иного лица) на заключение контракта. В противном случае возможны проблемы c получением оплаты за поставленные товары или с возвратом выплаченных сумм за импортные товары. Встречаются и случаи, когда безуспешными оказываются попытки найти зарубежного партнера для вручения ему иска или повестки о вызове в суд или арбитраж.

В деле № 420/1992 (постановление от 5.05.95) МКАС постановил, что иск не может быть рассмотрен по существу, так как контракт между истцом и ответчиком не считается заключенным и не имеет юридической силы, поскольку ответчиком не подписан, подписан от его имени лицом, которое не является сотрудником фирмы и не получало от нее доверенности на совершение сделок, что подтверждается выпиской из реестра торговых компаний о регистрации фирмы, а также заявлением управляющего о том, что лицо, подписавшее контракт, никогда не являлось сотрудником фирмы и никогда не получало полномочий на подписание контрактов и не состояло в органах управления фирмы. Поскольку контракт не считается подписанным ответчиком, арбитражное соглашение о рассмотрении споров, которое является частью контракта, также не может считаться заключенным между сторонами. Следовательно, у МКАС отсутствует компетенция рассматривать спор. Истец вправе урегулировать отношения, вытекающие из контракта непосредственно с лицом, подписавшим контракт.

Во избежание указанных проблем необходимо в контракте четко указывать юридические адреса сторон, а также проверять реальный юридический адрес партнера, потребовать предоставления Свидетельства о регистрации, Устава. В целях выявления финансового положения сомнительного контрагента рекомендуется истребовать справку из обслуживающего банка.

Сведения о юридическом статусе контрагента подтверждаются выпиской из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (п. 3 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 25.12.96 № 10 «Обзор практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц».

Во избежание возможных проблем рекомендуется обращаться в Торгово-промышленную палату или территориальный орган Министерства иностранных дел для дополнительной проверки статуса и благонадежности иностранного партнера и получения письменной информации о нем. В противном случае, например при отсутствии оплаты товара и невозможности найти должника российскому экспортеру будет крайне сложно доказать свою добросовестность и избежать санкций за нарушение таможенных правил и валютного законодательства.

Следует, однако, учитывать, что не всегда заключение контракта неуправомоченным лицом влечет ее недействительность. Так, в соответствии со ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (п. 1). Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения (п. 2).

Так, в деле № 358/1996 (постановление от 22.01.98) МКАС отметил, что даже если признать, что контракты были подписаны со стороны ответчика лицом, не имевшим полномочий, последующие действия должностных лиц ответчика свидетельствуют о том, что ответчиком были одобрены контракты.

В деле № 47/1997 (решение от 14.04.98) МКАС установил, что контракт заключен российской организацией, которая не имела полномочий для его заключения. Согласно ст. 183ГК РФ такая сделка считается заключенной неуправомоченным лицом, если отсутствует последующее одобрение этой сделки лицом, в чьих интересах она заключена. Из материалов дела следует, что вся отгрузочная документация (таможенные декларации, ж.д. накладные) оформлялись от имени российской организации, подписавшей контракт, которая фактически выступала в качестве комиссионера в этой сделке. В счет этого контракта грузоотправитель, на которого по контракту возложена вся ответственность за неисполнение обязательств по отгрузке, отгрузил товар и тем самым фактическими действиями одобрил сделку. Таким образом., заключил МКАС, сделка хотя и была совершена неуполномоченным лицом, получила одобрение и должна быть признана действительной.

Необходимо также учитывать, что законодательство содержит отдельные правила, касающиеся доверенности и полномочий.
• в силу п. 3 ст. 165 ОГЗ форма и срок действия доверенности определяются по праву страны, где она выдана. Доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям российского права.
• в силу п. 2 ст. 161 ОГЗ иностранное юридическое лицо не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное праву страны, в которой орган или представитель иностранного юридического лица совершает сделку.
• последующее одобрение представителемсделки, совершенной от его имени неуполномоченным лицом, создает для представляемого гражданские права и обязанности с момента заключения сделки (ст. 183 ГК РФ).

В своей практике МКАС исходит из того, что в силу п. 3 ст. 187 ГК доверенность выдаваемая в порядке передоверия (когда передоверие осуществляется в России на основании доверенности, выданной за границей) должна быть нотариально удостоверена.

§7. Содержание и структура внешнеторговых контрактов

Содержание контракта зависит от применимого к контракту нацио-нального права, а также международных договоров, прежде всего, Венской конвенции. Кроме того, оно во многом определяется и используемыми сторонами ссылками на торговые обычаи, в частности ИНКОТЕРМС.

Структура и содержание контракта носят индивидуальный характер. Однако, международная коммерческая практика выработала ряд требова-ний, предъявляемых обычно к содержанию и структуре контрактов. В оп-ределенной степени такая практика на территории нашей страны нашла отражение в Письме Центробанка РФ № 300 «О рекомендациях по мини-мальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторго-вых контрактов» от 15.07.96 г. В указанном письме Банк России рекомен-дует уполномоченным банкам учитывать положения указанного докумен-та при принятии внешнеторговых контрактов на расчетное обслуживание и оформлении паспортов внешнеэкономических сделок.

Во Введении внешнеторгового контракта рекомендовано указывать:
• унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп зна-ков: первая группа состоит из знаков, соответствующих коду страны По-купателя (Продавца) по международному классификатору «Страны мира», используемому для целей таможенного оформления; вторая группа состо-ит из цифр, составляющих код организации Покупателя (Продавца) в со-ответствии с Общероссийским классификатором «Предприятия и органи-зации» (ОКПО); третья группа представляет собой порядковый номер до-кумента на уровне организации Покупателя (Продавца);
• дату и место подписания контракта;
• полные официальные наименования организаций Продавца и Поку-пателя;
• указание страны иностранного партнера и страны назначения (от-правления) товара.

Следует отметить, что указание места подписания имеет значение с точки зрения определения применимого к контракту национального права, если какой-либо вопрос не урегулирован прямо в контракте.

Так, в соответствии с п. «в» ст. 11 Соглашения стран СНГ от 20.03.92 о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйствен-ной деятельности и п. 4 ст. 38 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. воз-никновение и прекращение права собственности на имущество, являю-щееся предметом сделки, определяются по праву места совершения сдел-ки, если иное не установлено соглашением сторон.

Место совершения сделки по российскому закону определяется, в со-ответствии, со ст. 444 ГК РФ, как место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, направившего оферту, если иное не ус-тановлено соглашением сторон. Таким образом, если к сделке применимо право РФ, то суд должен руководствоваться ст. 223, 224 ГК, т.е. право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом передачей вещи признается вручение вещи приобретателю, а равно – сда-ча перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязатель-ства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа.

В разделе «Предмет контракта» Банк России рекомендует указы-вать:
• наименование и полную характеристику товара;
• полное коммерческое наименование товара, ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения товара и другие данные, необходимые для описания товара, включая ссылки на международные и/или национальные стандарты на продукцию;
• тару / упаковку, маркировку товара, наименование тары или упаков-ки в соответствии с международным классификатором «Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)». Описание и требования к маркировке товара.

• объем, вес, количество товара; объем груза, его вес с упаковкой (брутто) или без нее (нетто) в согласованных единицах измерения.

В случае необходимости приводится количество товара в единицах измерения в соответствии с таблицей единых измерений, приведенной в ТН ВЭД.

Выполняя указанные рекомендации Центробанка следует иметь в виду, что наименование товара дается, как правило, в соответствии с тамо-женной классификацией страны назначения (в России в качестве таковой выступает Товарная номенклатура, применяемая при осуществлении внешнеэкономической деятельности, утвержденная Постановлением Пра-вительства РФ № 1560 от 27.12.96 г. в ред. от 11.05.98 г.) или согласно ме-ждународным стандартам. Обычно контракты предусматривают следую-щие способы согласования качества: 1) соответствие товара определенно-му стандарту, сложившемуся в международной торговле; 2) соответствие качества товара определенному образцу; 3) использование показателя faq (fair average quality) – “хорошее среднее качество”.
Согласно ст. 30 Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.93 г. при таможенном оформлении товара декларант представляет (вместе с тамо-женной декларацией и другими документами) сертификат о происхожде-нии товара в следующих случаях:
• при вывозе товаров из России, когда сертификат необходим и это зафиксировано в контракте, в национальных правилах страны-импортера или предусмотрено международными обязательствами России (сертификат выдается уполномоченным на то органом);
• при ввозе товаров в Россию, в обязательном порядке на товары, происходящие из стран, которым Россия предоставляет преференции по таможенному тарифу; на товары, ввоз которых из данной страны ограни-чен каким-либо образом (квотированием и иными методами); если это предусмотрено законодательством России или международными соглаше-ниями, участником которых является Россия; в случаях, когда при тамо-женном оформлении сведения о происхождении товаров отсутствуют либо есть основания полагать, что такие сведения недостоверны.

Закон предъявляет требования к сертификату о происхождении това-ра, в частности он должен однозначно свидетельствовать о стране проис-хождения товара, а также должен содержать письменное заявление отпра-вителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию про-исхождения и письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности (ст. 31).

Следует иметь в виду, что если договор не позволяет определить ко-личество проданного товара, он считается незаключенным (п. 2 ст. 465 ГК РФ). Условие о качестве не такое жесткое: при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 2 ст. 469 ГК РФ). При подсчете количества товара необходимо учесть, что в мировой практике применяются иные меры веса, чем в России. По-этому в контракте следует специально указывать методику проверки коли-чества товара.

Согласно ст. 35 Венской конвенции Продавец должен поставить то-вар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требова-ниям договора и который, затарирован или упакован так, как это требуется по договору. Считается, что товар не соответствует договору, если он:
 a) не пригоден для тех целей, для которых товар того же описания обычно используется; b) не пригоден для любой конкретной цели, о которой про-давец прямо или косвенно был поставлен в известность во время заключе-ния договора; c) не обладает качествами товара, представленного продав-цом покупателю в качестве образца или модели; d) не затарирован или не упакован обычным для таких товаров способом, а при отсутствии такового – способом, который является надлежащим для сохранения и защиты дан-ного товара.

В разделе «Цена и сумма» контракта Банк России рекомендовал ука-зывать:
• общую сумму контракта и цену за единицу товара в валюте цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок ус-ловий поставки товара («ИНКОТЕРМС-90»);
• наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформ-ления.

В этом разделе контракта следует определить:
1. Выбор единицы измерения, за которую устанавливается цена; тор-говой практики. Цена в контракте может быть установлена:
• за определенную количественную единицу товара, обычно приме-няемую в торговле данным товаром. При этом по Венской конвенции, если цена установлена в зависимости от веса товара, в случае сомнения она оп-ределяется по весу нетто;
• за весовую единицу (необходимо иметь в виду, что в мировой прак-тике приняты специфические меры веса, отличающиеся от наших – сыпу-чие злаковые измеряются в бушелях; нефть – в галлонах и т. д.).

2. Способ фиксации цены (твердая, подвижная, скользящая, цена, фиксируемая в процессе исполнения контракта).

3. Скидки (надбавки) к цене контракта.

4. Валюту цены, валюту платежа, способ и сроки платежа.

Наиболее распространенным методом определения цены товаров в международной торговле является указание цены контракта с приведением базиса поставки согласно ИНКОТЕРМС. Очевидно, что при разных усло-виях поставки цены на один и тот же товар не могут быть одинаковы даже при прочих равных условиях сделки (размер партии, страна происхожде-ния и страна вывоза (ввоза – при экспорте) и т.п.). Например, при единой стоимости на единицу товара указанная в контракте сумма на условиях поставки «с завода» (EXW) будет наиболее низкой, т.е. будет почти совпа-дать непосредственно с ценой товара, тогда как цена на условиях группы D включает все возможные виды транспортных расходов, а также расхо-дов на страхование и будет наиболее высокой. Поэтому ссылки на соот-ветствующий термин ИНКОТЕРМС необходимо делать обдуманно, четко просчитав экономический эффект от сделки, с учетом позиции контроли-рующих органов к оценке того или иного базиса в таможенных целях и помнить, что структура цены контракта имеет прямую взаимосвязь с вы-бранными условиями поставки (EXW, FOB, CIF, DDP и т.д.).

В случае, когда твердую цену определить невозможно или это в ко-нечном итоге вызовет риск невозвращения валютной выручки, рекоменду-ется в контракте определить механизм расчета цены: привязка к биржевым котировкам, к методам оценки количества и качества продукции, приня-тым за рубежом. Так, например, российские экспортеры леса испытывают колоссальные проблемы с обоснованием невозможности репатриации ва-лютной выручки вследствие значительных расхождений в оценке количе-ства (веса, объема) поставляемой продукции. В этом случае рекомендуется устанавливать окончательную стоимость товарной партии после ее прием-ки иностранным контрагентом с использованием зарубежных стандартов оценки количества и качества.

Отсюда возникает вполне правомерный вопрос: какую цену указывать в паспорте сделки и таможенной декларации. В этом случае на помощь приходит т.н. «процедура условного выпуска товара». Надо отметить, что большинство российских экспортеров даже не подозревают о сущест-вовании этой процедуры, значительно упрощающей контакты с контроли-рующими органами и позволяющей избежать штрафных санкций за нару-шение валютного законодательства. Кстати, сами таможенные органы на-стоятельно рекомендуют участникам ВЭД активнее использовать указан-ную процедуру в случаях, когда есть затруднения в установлении фикси-рованной цены.

Суть процедуры условного выпуска товара заключается в определе-нии условной залоговой цены товара, исходя из которой и рассчитываются таможенные пошлины. При этом возможны три варианта гарантий уплаты пошлины, скорректированной в дальнейшем: 1) внесение денежный средств на депозит; 2) залог товара; 3) банковская гарантия. Эта процедура применима как при импорте, так и при экспорте.

В разделе «Условия платежа» Банк России рекомендует указывать:
• наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления;
• сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении;
• обязательный перечень документов, передаваемых Продавцом По-купателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров;
• полные наименования и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты.

При этом рекомендуется предусматривать аккредитивную форму пла-тежа или другую форму, гарантирующую безусловное поступление ва-лютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых това-ров, в случае их непоступления.

Необходимо отметить, что положения контракта об условиях расчетов составляются с учетом предписаний международных договоров и дейст-вующих норм национального законодательства. Однако регулирование международных расчетов осуществляется, главным образом, актами Меж-дународной торговой палаты: Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов (редакция 1993 г.), Унифицированными правилами по инкассо (редакция 1996 г.). Указанные документы активно применяются при осуществлении расчетов баками всего мира.

Как показывает практика, российскими участниками ВЭД чаще всего используется банковский перевод, как наиболее простая и оперативная процедура платежа. Использование аккредитива выгодно российскому экспортеру, но крайне невыгодно его иностранному контрагенту, посколь-ку он вынужден на определенное время заморозить свои активы для соз-дания гарантий платежа продавцу.
Достаточно часто в качестве средства платежа используется вексель.

При формулировании условий платежа в первую очередь необходимо учитывать разделение всех валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Как известно, срок 90 дней является одним из критериев этого разграничения. В случае, когда при экспорте предполага-ется отсрочка платежа со стороны иностранного контрагента на срок более 90 дней резиденту следует сначала (но ни в коем случае не после) полу-чить разрешение на проведение операции, связанной с движением капита-ла в территориальном управлении ЦБ РФ. Многие участники ВЭД игнори-руют это требование валютного законодательства, что в конечном итоге влечет отказ в выдаче разрешения по формальному признаку.

Аналогичная ситуация возникает и при импорте товаров, когда преду-сматривается предоплата и отсрочка поставки товара на срок более 90 дней.

При определении цены следует указать валюту, в которой оценивается товар (работа, услуга). Идеальная ситуация, когда валюта цены и валюта платежа совпадают. При их несовпадении необходимо четко сформулиро-вать валютную оговорку т.е. механизм пересчета валюты цены в валюту платежа. Например, пересчет валюты цены в валюту платежа осуществля-ется по курсу ММВБ на конкретную дату (рекомендуется указывать за 1-2 дня до даты платежа). При этом следует определить, какой курс использу-ется: курс продавца, покупателя или средний.

При определении цены возможен выбор любой валюты. Однако зако-нодательство ряда стран прямо требует использование конкретной валю-ты. Например, в Украине цена в контрактах должна быть выражена только в долларах США.

В разделе «Срок поставки» Банком России рекомендуется указывать
порядок поставки товаров, т.е. дата завершения поставок и/или график поставок конкретных партий товара с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту.

Следует отметить, что во избежание проблем с органами валютного регулирования и контроля сроки поставки товара должны увязываться с требованиями валютного законодательства России («правило 90 дней»). Во избежание споров с контрагентом по договору в контракт обычно включается четкая формулировка о том, что считается датой поставки то-вара, например: «Датой поставки считается дата штемпеля на железнодо-рожной накладной пограничной станции, на которой товар передается же-лезной дорогой страны Продавца железной дороге страны Покупателя». Необходимо сделать оговорку о том, допускается ли досрочная поставка. Покупателю важно знать время фактической отгрузки товара, чтобы он мог позаботиться о приемке товара. Для этого в контракте обычно преду-сматривается обязанность продавца известить покупателя о произведенной отгрузке товара.
Согласно ст. 33 Венской конвенции продавец должен поставить товар: a) если договор устанавливает или позволяет определить дату поставки – в эту дату; b) если договор устанавливает или позволяет определить период времени для поставки – в любой момент в пределах этого периода, по-скольку из обстоятельств не следует, что дата поставки назначается поку-пателем; или c) в любом другом случае – в разумный срок после заключе-ния договора.

В разделе «Условия приемки товара по качеству и количеству» Банк России рекомендует:
• указывать место и сроки проведения инспекции качества и количест-ва товара;
• наименование независимой экспертной организации;
• порядок предъявления рекламаций.

Как показывает практика, чаще всего претензии иностранных партне-ров выдвигаются по таким позициям как качество и количество. Исходя из этого, вполне оправдано рассмотреть данный вопрос более глубоко.

Если стороны не оговорили, как определять качество товара (по стан-дарту или техническим условиям, по образцу, на условиях осмотра и т. п.), при заключении договора следует указать, для каких целей закупается данное имущество. В такой ситуации продавец обязан передать покупате-лю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями, то есть будет применен опосредованный способ определения качества товара.

Количество товара, подлежащего поставке на экспорт, определяется несколько иначе, чем в договорах на внутрироссийские поставки. При подсчете количества товара следует иметь в виду, что в мировой практике применяются иные меры веса, чем в России. Так, очень редко в железно-дорожных транспортных накладных российские поставщики указывают вес товара в метрических тоннах, хотя это общепринятая зарубежная прак-тика. Не всегда учитываются сезонные особенности, влияющие на количе-ство экспортируемого товара: если, к примеру, груз перевозится зимой на открытом подвижном составе, в целях недопущения дисконта валютной выручки целесообразно определять количество груза не в сухих, а во влажных метрических тоннах.
Во избежание расхождений количества товара при его приемке с па-раметрами, определенными российскими поставщиками при отгрузке, в контракте следует специально оговаривать методику проверки количества и по возможности использовать единые способы. Особенно это актуально при поставках древесины.
В контракте обязательно следует определить, включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара (какой вес применяется – брутто, легальный вес нетто, вес брутто за нетто и т. д.), если данный во-прос не решен посредством применения базисов ИНКОТЕРМС.

Определение качества поставляемого товара – «болевая точка» российского экспорта. В большинстве случаев отказ импортера оплачивать часть отгруженного экспортного товара обусловлен тем, что при приемке товара возникают претензии относительно его качества. Применение им-портером дисконта в оплате поставленного товара для российского экс-портера означает невозврат части экспортной валютной выручки и значи-тельные санкции со стороны органов валютного контроля.

Как показывает анализ соответствующей практики, среди причин споров о качестве фигурирует ряд факторов, которые не учитываются либо игнорируются при моделировании соответствующего условия внешнеторговых контрактов. Важнейший среди них – несоответствие методов проверки качества, которые применяются российскими производителями то-варов и адаптированы к технологии производства, тем способам, которые используются импортерами при приемке товара по качеству и которые учитывают не технологические, а коммерческие особенности экспортно-импортных операций.

Иными словами, это несоответствие российских ГОСТов принятым во всем мире методам коммерческого контроля качества экспортируемых товаров. Например, качество экспортных металлов в соответствии с национальными ГОСТами проверяется методом проб, которые берутся из струи металла во время его плавки и розлива. А за рубежом принят контроль качества металлов путем координатного высверливания пробной партии. Ясно, что параметры металла могут не совпадать при применении этих различных способов, а это отразится на качестве предмета поставки. Поэтому во избежание расхождений позиций российской стороны и зарубежной относительно количества товара следует определить методику оценки и лучше всего определять качество товара не по отгрузке, а по доставке.

Качество товара определяется по стандарту, ТУ, спецификации, образцам, на условиях предварительного осмотра либо предварительного анализа. При импорте продовольственных товаров их качество подтверждается:
• сертификатом качества, выдаваемым на каждую партию товара государственной компетентной организацией страны происхождения товара, а при необходимости - нейтральной компетентной организацией, назначаемой по требованию покупателя за счет продавца;
• ветеринарным сертификатом, выдаваемым государственной ветеринарной службой страны происхождения товара;
• санитарным сертификатом.

С учетом возможных споров о качестве наряду с применением национальных сертификатов качество экспортируемых товаров следует подтверждать сертификатами, выдаваемыми международными инспекционными организациями, представительства которых есть в каждой стране мира, чье мнение - бесспорный аргумент в спорах о качестве.

При заключении и исполнении внешнеторговых сделок купли-продажи требуется подтверждение факта происхождения предметов экспорта (документальное доказательство того, что вывозимый товар произведен в данной стране) и утверждение сопроводительных документов. В соответствии с Инструкцией, утвержденной Президиумом ТПП СССР от 6 июня 1986 года № 60, подлежат удостоверению свидетельства (сертификаты) о происхождении товаров, счета и другая сопроводительная документация на товары, вывозимые из России. Указанные действия осуществляют региональные ТПП.

Участникам ВЭД, формулируя условия контракта о качестве товара, не следует слепо ссылаться на действующие ГОСТы, тем более, зарубежные, поскольку до последних «наш» товар вряд ли «дотянет». Рекомендуется не полениться и составить подробную техническую спецификацию товара, четко выяснить все рекомендации контрагента. Это в первую очередь касается производителя товара, поскольку посредник вряд ли сможет выполнить все рекомендации партнера по качеству товара.

И еще очень важный вопрос относительно процессуального порядка приемки товаров по количеству и качеству и выставления взаимных претензий. Рекомендуется в контракте указывать следующий порядок: приемка товара осуществляется при непосредственном участии независимой экспертной компании. В идеале, если эта компания признается не только в большинстве зарубежных стран, но российским Госстандартом. Например, СЖС Интернэшнл Сертификэйшн Сервисиз С.А. Среди российских можно назвать ТПП РФ. ГТК РФ в своих письмах, связанных с проверкой обоснования невозврата валютной выручки, прямо указывает, что во внимание принимаются заключения только подобных организаций.

В контрактах следует также предусмотреть обращение к этим компаниям в случае выставления претензий с целью дачи экспертного заключения. Еще лучше, если в контракте предусмотреть участие представителя российской компании в проверке качества товара и установлении оснований для предъявления претензии. Эта процедура уже сама по себе исключает предъявление необоснованных претензий. Кстати, не стоит забывать и о распределении между сторонами обязанностей по оплате услуг этих компаний.

В разделе «Санкции» рекомендуется
указывать санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности, за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также товара ненадлежащего количества и качества.

Следует отметить, что по своим размерам и порядку штрафные санкции должны стимулировать выполнение обязательств. Например, штраф за просрочку поставки может быть прогрессивным, т.е. возрастать по мере увеличения просрочки. Вместе с тем штрафные санкции не должны носить разорительный характер (обычно общая сумма штрафа ограничивается 8-10 процентами стоимости просроченной партии). Необоснованное ужесточение санкций покупателями часто вызывает ответную реакцию продавцов: они закладывают возможные штрафы в цены. Положения о штрафных санкциях обычно формируются на основе взаимной ответственности – например, наряду со штрафами за просрочку поставки продавцом предусматривается штраф за задержку платежа покупателем.
Необходимо учитывать, что валютное законодательство России не дает полной свободы в выборе механизма применения санкций по внешнеэкономическому контракту. Так, реализация санкции, предусматривающей снижение цены на экспортируемый товар или уменьшение сумм, подлежащих уплате иностранным контрагентом, на сумму неустойки без предварительного зачисления всей суммы контракта на счет российского экспортера в уполномоченном банке, расценивается как нарушение валютного законодательства. Органы валютного контроля расценивают это как способ утечки капитала за границу и сурово карают за такие «вольности».

Включение в контракт положений о санкциях не снимает вопроса о возмещении убытков. Этот вопрос (включая вопрос о соотношении штрафов и убытков), если он не урегулирован в контракте, решается в соответствии с правом той или иной страны, применимым к данному контракту.

Если внешнеэкономический контракт не содержит санкций, применяемых в отношении иностранного контрагента, то такой контракт в соответствии с банковским законодательством автоматически, по формальному признаку попадает в разряд «подозрительных» и информация о нем должна быть представлена в ЦБ РФ (см. п.1.2. Указания ЦБ РФ от 12.02.99 № 500-У  «Об усилении  валютного  контроля… за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций…».

В разделе «Форс-мажор» Банком России рекомендуется оговаривать форс-мажорные обстоятельства.

В целях ограничения ответственности в контракты включается запись о том, что при наступлении «обстоятельств непреодолимой силы» (или «форс-мажорных обстоятельств») срок исполнения обязательств для стороны, на которую воздействуют эти обстоятельства, отодвигается на весь период их действия и ликвидации последствий. В силу этого в интересах обеих сторон определить, что понимается под термином «форс-мажорные обстоятельства».

В контракте рекомендуется указать четкий перечень форс-мажорных обстоятельств. При этом не следует делать его закрытым. Кроме того, бессмысленно указывать в контракте на обстоятельства, которые не отвечают критериям «непреодолимой силы»: непредотвратимость, непреодолимость, чрезвычайный характер, объективность. В частности, рекомендуется указать такие обстоятельства как война, гражданские беспорядки, забастовка, охватившая соответствующую отрасль народного хозяйства, запрет компетентных органов государства в выдаче лицензий. Исходя из формулировки ст. 401 ГК РФ и сложившейся судебной практики падение курса национальной валюты (яркий пример – август 1998 г.) не рассматривается в качестве форс-мажорного обстоятельства.

Во внешнеторговой практике принято подтверждать наличие форс-мажора документами (свидетельствами), которые выдают Торгово-промышленные палаты тех стран, на территории которых имели место данные обстоятельства, – это своеобразный торговый обычай. При этом необходимо учитывать, что ТПП только документально констатирует наличие того или иного обстоятельства, расцениваемого одним из участников внешнеэкономических правоотношений как форс-мажорное.

В случае спора по данному поводу заинтересованная сторона должна доказывать в суде, что данное обстоятельство имеет характер непреодолимого факта, освобождающего ее от несения ответственности: свидетельство национальной торгово-промышленной палаты не снимает с соответствующего участника внешнеэкономической деятельности обязанности по доказыванию форс-мажора.

В специальных пунктах или разделах контракта Банк России рекомендует
оговаривать другие условия и обстоятельства сделки (гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги).

В разделе «Рассмотрение споров» рекомендуется
оговаривать порядок предъявления и рассмотрения неурегулированных претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в арбитраже, а также указывать, правом какого государства будут регулироваться отношения по контракту.

Порядок разрешения споров между сторонами регулируется арбитражной оговоркой, содержащей договоренность сторон о передаче споров на рассмотрение в арбитраж, или т.н. пророгационным соглашением, т.е. соглашением сторон о передаче споров на рассмотрение в суд какого-либо государства.

В Заключительной части контракта Банком России рекомендуется
указывать адреса покупателя и продавца. Юридические и полные почтовые адреса Продавца и Покупателя, контактный телефон, факс, телекс организации (предприятия) – Продавца и Покупателя, а также подписи сторон, уполномоченных организациями Продавца и Покупателя заключить контракт, заверенные печатью, с указанием их Ф.И.О. и должностей.

Если контракт подписан по доверенности, другой стороне необходимо хотя бы иметь копию этой доверенности, а в идеале также копию банковской карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом. Последним, как известно, имеет право распоряжаться орган управления организации – президент, директор и т.д., т.е. первое лицо. Таким образом, сравнив подписи, можно выявить, является ли представитель организации надлежаще уполномоченным лицом.

Наверх
Афоризмы

Поль Анри ГольбахСбор налогов становится кражей, когда их собирают не в целях обеспечения средств сохранения государства и упрочения его счастья. Король является разбойником и взяточником, если он применяет силу, чтобы вырвать имущество у народа, не обеспечивая ему взамен никаких выгод и преимуществ…

Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.), французский философ.«О правителях, О свободе, О политике вообще»

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»